-
First slide

Капкаева Лидия Семёновна


  • Факультеты / Физико-математический факультет / Кафедра математики и методики обучения математике
  • Подразделения / Журнал "Учебный эксперимент в образовании"
Должность: профессор
Учёная степень: доктор педагогических наук
Учёное звание: профессор
(8342) 33-92-80
Общий стаж работы (лет): 42
Стаж работы по специальности (лет): 40

Квалификация:

  • Математик. Преподаватель
Преподаваемые дисциплины

Математический анализ

Геометрические и физические приложения определенного интеграла

Теория рядов и её приложения

Элементы математического анализа в комплексной области

Решение задач повышенного уровня сложности по математическому анализу

Интеграция алгебраического и геометрического методов в обучении математике

Экстремальные задачи в школьном курсе математики

Методология методики обучения математике

Компетентностный подход в обучении математике

Методы алгебры и математического анализа в профильной школе

Научные основы школьного курса математики

Организация процесса обучения математике в современной школе

Теория аргументации в исследовательской деятельности

Награды

2006 год - Почетная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.

2008 год - Почетная Грамота Правительства Республики Мордовия.

2014 год - Почетная Грамота Республики Мордовия.

2016 год - Почетная Грамота Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

2016 год – Почетная Грамота Государственного Собрания Республики Мордовия

2019 год – Почетная Грамота Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева

Участие в грантах и проектах

2016 – грант Минобрнауки РФ «Электронный конструктор методических пазлов» в рамках мероприятия 5.4 «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы» (исполнитель).

2016 – Проект Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2016 г. «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования» (исполнитель).

2016 – Проект Минобрнауки РФ «Научно-методическое обеспечение образовательных программ» основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» с профилем «Педагог-исследователь (методист)» (уровень образования магистратура и аспирантура) в рамках сетевого сотрудничества с Государственным автономным образовательным учреждением высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (с 01.09.2016 г. по 30.10.2016 г.) (куратор проекта).

2017 – Проект «Преемственность в обучении математическим дисциплинам школьников и студентов бакалавриата педагогического направления» в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров в условиях сетевого взаимодействия (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева)

2018 – Проект «Проектирование инновационного содержания и научно-методического обеспечения программ дополнительного образования детей в условиях интеграции дополнительного, общего и высшего образования» по мероприятию «Субсидии на реализацию пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям» подпрограммы «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (исполнитель).

2019 – Проект «Обучение поисково-исследовательской деятельности студентов педагогического направления в процессе изучения математических дисциплин» в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ им. И. Я. Яковлева и МГПИ) (руководитель) 

2019 – внутривузовский грант МГПИ по теме «Разработка научно и учебно-методического обеспечения дисциплины «Математический анализ» в условиях бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование»»

2020 – Проект «Реализация преемственности в развитии математических способностей школьников и студентов вуза математических профилей педагогического направления» в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров в условиях сетевого взаимодействия (Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева) (руководитель) 

Научно-методические труды

2003 - Интеграция алгебраического и геометрического методов при обучении математике в школе: учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов. 

2004 - Интеграция алгебраического и геометрического методов в среднем математическом образовании: монография. 

2004 - Алгебраический и геометрический методы в обучении математике. 

2009 - Лекции по теории и методике обучения математике: Частная методика: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов.

2010 - Формирование методических умений у будущих учителей математики при изучении математических дисциплин.

2011 - Лекции по теории и методике обучения математике: Частная методика: учеб. пособие для студ. бакалавр. вузов по направлению «Педагогическое образование».

2012 - Преемственность в организации самостоятельной работы студентов в условиях бакалавриата и магистратуры.

2013 - Формирование методических умений у будущих учителей математики в процессе изучения математических дисциплин. 

2013 - Математический анализ: Теория пределов. Дифференциальное исчисление: учеб. пособие для студ. бакалавр. вузов по направлению «Педагогическое образование». 

2014 - Формирование специальных компетенций у будущих педагогов при обучении математическим дисциплинам. 

2015 - Геометрический метод как средство реализации деятельностного подхода в обучении школьников решению алгебраических задач.

2015 - Деятельностный подход и особенности его реализации в условиях модернизации педагогической магистратуры. 

2015 - Деятельностный подход как основа проектирования основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров (глава в монографии). 

2016 - Особенности математической подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование».

2016 - Интеграционные технологии обучения математике как средство активизации познавательной деятельности школьников. 

2016 – Капкаева, Л. С. Задачи по алгебре и началам математического анализа как средство формирования универсальных учебных действий в условиях реализации преемственности между школой и вузом / Л. С. Капкаева, Е. А. Тагаева // Успехи современной науки и образования. – 2016. – № 12. – С. 98 – 102.

2016 – Капкаева, Л. С. Особенности математической подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» / Л. С. Капкаева // Учебный эксперимент в образовании. – 2016. – № 3 (79). – С. 26 – 34.

2016 – Капкаева, Л. С. Интеграционные технологии обучения математике школьников / Л. С. Капкаева, Р. А. Утеева // Инновационные образовательные технологии в школе: монография / под ред. Н. В. Кузнецовой, Е. В. Белоглазовой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – С. 163 – 182.

2016 – Капкаева, Л. С. Системно-деятельностный подход как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования / Г. Г. Зейналов, Л. С. Капкаева // Теория и практика реализации ФГОС в условиях региональной системы общего образования: монография / под ред. Т. И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – С. 4 – 26.

2016 – Капкаева, Л. С. Интеграционные технологии обучения математике как средство активизации познавательной деятельности школьников / Л. С. Капкаева // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе в свете идей Л. С. Выготского / материалы III Международной научной конференции, 17 – 19 ноября 2016 г., г. Москва // Под ред. М. В. Егуповой, Л. И. Боженковой. – ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), Издатель Захаров С. И. («СерНА»), 2016. – С. 44 – 50.

2016 – Капкаева, Л. С. Формирование специальных компетенций в процессе обучения математическому анализу будущих педагогов / Л. С. Капкаева // Математика: фундаментальные и прикладные исследования и вопросы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конрф., (Рязань, 26 – 28 апреля 2016 г.). – Рязань: РГУ имени С. А. Есенина, 2016. – С. 463 – 468.

2017 – А. А. Haritonova, O. N. Shalina, L. S. Kapkaeva, A. I. Sayfetdinova. System-Activity Approach To The Organization Of Modern Lesson On Physic/ Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). Vol. 7, Issue 9 / 1, September (2017). pp. 189-200.

2017 – Капкаева Л. С. Методическая система обучения учащихся старших классов алгебре и началам математического анализа в условиях преемственности между школой и вузом / Л. С. Капкаева, Е. А. Тагаева // Интернет-журнал «Мир науки». – 2017, Том 5, номер 5  URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PDMN517.pdf

2017 – Капкаева, Л. С. Балльно-рейтинговая система оценки знаний учащихся по математике в 5-6 классах / Н. А. Чиняев, Л. С. Капкаева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27125

2017 – Капкаева, Л. С. Формирование математических понятий у учащихся основной школы в условиях реализации ФГОС общего образования / Л. С. Капкаева // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: монография / под ред. Т. И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. – С. 23 – 44.

2017 – Капкаева, Л. С. Особенности формирования математических понятий у учащихся основной школы в условиях деятельностного подхода / Л. С. Капкаева, Н. В. Нестерова // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы : сб. ст. XIII Междунар. науч.- практ. конф. «Артемовские чтения» (г. Пенза, 23-24 марта 2017 г.) / под общ. ред. М. А. Родионова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2017. – С. 140 – 142.

2017 – Капкаева, Л. С. Контроль знаний и умений учащихся по математике в основной школе в условиях системно-деятельностного подхода / Л. С. Капкаева, Е. А. Сутягина // Математика и математическое образование : сборник трудов VIII Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (к 240-летию со дня рождения Карла Фридриха Гаусса), 26-29 апреля 2017 г., Россия, г. Тольятти / под общ. ред. Р. А. Утеевой. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2017. – С. 70 – 75.

2017 – Капкаева, Л. С. Теория и методика обучения математике: частная методика.В 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов /Л. С. Капкаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 264 с.

2017 – Капкаева, Л. С. Теория и методика обучения математике: частная методика. В 2 ч. Часть 2: учебное пособие для вузов / Л. С. Капкаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 191 с.

2017 – Капкаева, Л. С. Математический анализ: теория пределов, дифференциальное исчисление: учебное пособие для вузов / Л. С. Капкаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 246 с. biblio-online.ru/search?query=Капкаева+Математический+анализ

2018 – Капкаева Л. С. Геометрический метод как средство организации поисковой деятельности школьников в процессе решения алгебраических задач / Л. С. Капкаева // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28336

2018 – Капкаева Л. С. Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся по алгебре и началам математического анализа в профильной школе / Л. С. Капкаева, Е. А. Герасимова // Учебный эксперимент в образовании. – 2018. – № 4 (88). – С. 33 – 43.

2018 – Капкаева, Л. С. Формирование геометрического метода решения алгебраических задач у школьников в условиях интеграции общего и дополнительного образования  Л. С. Капкаева, Т. А. Иванова // Дополнительное образование детей в условиях интеграции дополнительного, общего и высшего образования [Электронный ресурс]: монография / под ред. Т. И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. – 1 электрон. опт. диск

2018 – Капкаева, Л. С. Современное методическое мышление в научных трудах Г. И. Саранцева (к 80-летнему юбилею ученого) / Л. С. Капкаева // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: материалы IV Международной научной конференции в двух томах. Т. 1. Москва, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), 4 – 5 декабря 2018 г. / Под ред. М. В. Егуповой,    Л. И. Боженковой. – Калуга: Издательство АКФ «Политоп», 2018. – С. 10 – 13.

2018 – Капкаева, Л. С. Формирование функционально-графических умений учащихся при обучении алгебре в 7-9 классах /А. Н. Андрюшина, Л. С. Капкаева // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы : сб. ст. XIV Всеросс. науч.-практ. конф. «Артемовские чтения» (г. Пенза, 18 – 19 апреля 2018 г.) / под общ. ред. М. А. Родионова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2018. – С. 70 – 75.

2018 –  Капкаева, Л. С. Обучение учащихся 7-9 классов методам научного познания на уроках алгебры и геометрии /Д. Р. Капкаева, Л. С. Капкаева // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы : сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. Артемовские чтения» (г. Пенза, 18-19 апреля 2018 г.) / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. М. А. Родионова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2018. – С. 103 – 108.

2019 – Капкаева, Л. С.  Теория и методика обучения математике: частная методика в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / Л. С. Капкаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 264 с. –   (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-04940-4. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/438966 .

2019 – Капкаева, Л. С.  Теория и методика обучения математике: частная методика в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для вузов / Л. С. Капкаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04941-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/454195 .

2019 – Elena A. Zhindeeva, Olga I. Biryukova, Lyubov P. Vodyasova, Elena A. Kashkareva, Natalya A. Belova and Lidiya S. Kapkaeva Individualization of School Education as a Study Object at the Distance Courses of Teacher`s Qualification Enhancement // International Journal of Applied Exercise Physiology V. 8, № 2.1, 2019. P. 953-959

2019 –  Капкаева, Л. С. Основные направления практико-ориентированного обучения математическому анализу студентов педагогического вуза / Л. С. Капкаева // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29225 (дата обращения: 10.01.2020).

2019 – Капкаева, Л. С. Обучение поисково-исследовательской деятельности студентов вуза в процессе изучения математических дисциплин / Л. С. Капкаева // Гуманитарные науки и образование. – 2019. – № 4. – С. 47 – 53. 

2019 – Капкаева, Л. С.  Поисково-исследовательские задачи по математике как средство реализации преемственности обучения в школе и вузе / Л. С. Капкаева, Е. А. Тагаева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 6,  https://mir-nauki.com/PDF/46PDMN619.pdf (доступ свободный)

2020 – Капкаева Л. С. Формирование исследовательских умений как основа обучения поиску решения олимпиадных задач по математике учащихся профильной школы / А. В. Быстрова, Л. С. Капкаева // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». Ч. 1: Общее образование [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. – XIII Осовских педагогических чтений «Образование в современном мире: новое время – новые решения» (г. Саранск, 6–7 ноября 2019 г.) / редкол.: М. В. Антонова, Т. И. Шукшина, Ж. А. Каско, В. И. Лаптун ; Мордов. гос. пед. ин-т. –   Электрон. дан. (4,12 Мб). – Саранск, 2019. – 1 электрон.опт. диск.

2020 – Капкаева, Л. С. Формирование метода дифференциального исчисления при решении текстовых задач на экстремум у учащихся профильной школы / Л. С. Капкаева, О. Г. Захитова // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». Ч. 1: Общее образование [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. – XIII Осовских педагогических чтений «Образование в современном мире: новое время – новые решения» (г. Саранск, 6 – 7 ноября 2019 г.) / редкол.: М. В. Антонова, Т. И. Шукшина, Ж. А. Каско, В. И. Лаптун ; Мордов. гос. пед. ин-т. –   Электрон. дан. (4,12 Мб). – Саранск, 2019. – 1 электрон.опт. диск.

2020 –  Капкаева, Л. С. Обучение школьников формализации при решении текстовых задач на экстремум с помощью производной / О. Г. Захитова, Л. С. Капкаева //Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе : материалы V Международной заочной научной конференции, г. Москва, 18–22 декабря 2019 г. / под ред. М. В. Егуповой, Л. И. Боженковой [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2020. – С. 132 – 138.

2020 – Капкаева, Л. С.  Формирование культуры вычислений и тождественных преобразований у учащихся основной школы на уроках алгебры / Л. С. Капкаева, Т. С. Байкова //«Современные тренды математики и математического образования», Международная научно-практическая конференция «56-е Евсевьевские чтения», 19 –20 марта 2020 г. / редкол.:      Л. С. Капкаева, Н. Н. Дербеденева, Ю. С. Жаркова ; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск : РИЦ МГПИ, 2020. – 1 электрон. опт. диск. – Текст : электронный

2020 – Капкаева, Л. С. Обучение моделированию учащихся 8 класса в про-цессе решения текстовых задач / Л. С. Капкаева, А. С. Лигеева // «Современные тренды математики и математического образования», Международная научно-практическая конференция «56-е Евсевьевские чтения», 19 –20 марта 2020 г. / редкол.: Л. С. Капкаева, Н. Н. Дербеденева, Ю. С. Жаркова ; Мордовский государственный педагогический институт. – Са-ранск : РИЦ МГПИ, 2020. – 1 электрон. опт. диск. – Текст : электронный

2020 – Капкаева, Л. С. Математический анализ:  интегральное исчисление : учебное пособие / Л. С. Капкаева; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2020. – 184 с. –  ISBN 978-5-8156-1128-3

2020 – Капкаева, Л. С. Методические особенности обучения методам матема-тического анализа студентов педвуза в условиях бакалавриата / Л. С. Капкаева // Поволжский педагогический поиск. – 2020. – № 4 (34). – С. 99 – 107.   

2020 – Капкаева, Л. С. Реализация преемственности в развитии математиче-ских способностей школьников и студентов вуза математических профилей педагогического направления / Л. С. Капкаева // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=30313

2020 – Капкаева, Л. С. Методические особенности обучения методам мате-матического анализа студентов педвуза в условиях бакалавриата / Л. С. Капкаева // «Функциональный анализ и математическое образование», Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 100-летию со дня рождения А. В. Штрауса, доктора физико-математических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ, 4 – 5 октября 2020 г., г. Ульяновск : [материалы]. – Ульяновск , УлГПУ имени И. Н. Ульянова, 2020. – С. 76 – 85.


Трудовая деятельность

1983 год – 1986 год – старший лаборант кафедры физики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

1989 год – 1991 год – ассистент кафедры математики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

1991 год – 1994 год – старший преподаватель кафедры математики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

1994 год – 1998 год – доцент кафедры математики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

1998 год – 2004 год – доцент кафедры методики преподавания математики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

2004 год – 2010 год – заведующая кафедрой математики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

2005 год – 2013 год – профессор кафедры математики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

2013 год - по настоящее время – профессор кафедры математики и методики обучения математике Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке педагогического работника (при наличии)

2011 - «Развитие профессиональной компетентности педагога высшей школы», МГПИ им. М. Е. Евсевьева. 

2015 - повышение квалификации по программе «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия», ФГБОУ ВО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова», г. Москва.

2018 – повышение квалификации по программе «Электронная информационно-образовательная среда» (72 ч.), ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».

2019 – повышение квалификации по программе «Содержание и технология организации проектной и исследовательской деятельности по математике» (72 ч.), ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

2019 – повышение квалификации по программе «Непрерывное образование для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: организационные и педагогические основы инклюзивного образования» (72 ч.) ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет».

2019 – повышение квалификации по программе «Тренды цифровой трансформации высшего образования» (16 ч.), ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

2019 – повышение квалификации по программе «История и современность качественной теории динамических систем в Нижнем Новгороде» (38 ч.), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

2019 – повышение квалификации по программе «Организация современной образовательной среды на основе цифровых технологий» (144 ч.), ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

2019 – повышение квалификации по программе «Охрана труда в образовательной организации и правила оказания первой помощи» (24 ч.), ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

2020 - Удостоверение о повышении квалификации №132410860372 от 22 января 2020 г., Организация современной образовательной среды на основе цифровых технологий, 144 ч., Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

2020 - Удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе № 132410860967 от 27 марта 2020 г., Охрана труда в образовательной организации и правила оказания первой помощи 24 ч., Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

Наименование направления подготовки и (или) специальности педагогического работника

Высшее образование, специальность «Математика».


Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

Полезные ссылки