First slide

Алаева Мария Васильевна


  • Факультеты / Факультет психологии и дефектологии / Кафедра специальной и прикладной психологии
  • Подразделения / Управление научной и инновационной деятельности / Научно-исследовательская деятельность / Совет молодых ученых
Должность: старший преподаватель
Уровень образования: высшее образование
(8342) 33-92-98
Приемные часы:
  • среда - 14.30-15.30
Общий стаж работы (лет): 12
Стаж работы по специальности (лет): 12

Квалификация:

  • Педагог психолог и учитель-олигофренопедагог
Преподаваемые дисциплины

Психологическая культура личности

Общепсихологический практикум

Организационная психология

Специальная психология

Психология детей с отклонениями в развитии (с практикумом)

Психология инклюзивного образования


Награды

2015 год – Благодарность Главы Республики Мордовия

2015 год – Грамота МГПИ

2015 год – Благодарственное письмо от начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия

2016 год – Благодарственное письмо от международного образовательного проекта «Университет современных образовательных технологий» за активное участие в мероприятиях международного проекта

Участие в грантах и проектах

2010–2011 г. – аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009-2013 гг. Министерства образования и науки РФ. Проект № 2.1.3/12113 «Гендерный подход в социальном познании: проблемы методологии (исполнитель);

2011 г. – проект «Подготовка студентов МордГПИ к волонтерской деятельности» в рамках Республиканской целевой программы «Вовлечение молодежи Республики Мордовия в волонтерскую деятельность на 2011-2015 гг.» (исполнитель);

2013–2014 гг. – внутривузовские гранты (руководитель и исполнитель);

2015 г. – этап апробации программы профессиональной переподготовки «Практическая психология в образовании» (г. Казань, на базе МГПИ), программы по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (учитель-дефектолог) «Теоретические и экспериментальные основы образовательно-коррекционного процесса» (МПГУ, г. Москва, на базе МГПИ) (исполнитель);

2016 г. – Внешний грант на выполнение НИР с ЧГПУ на тему «Совершенствование психологической культуры личности как условие сохранения и развития психологического здоровья преподавателя вуза» (исполнитель).

2017 г. – сетевой проект с ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» на тему «Формирование психологической культуры у участников образовательного процесса» (руководитель).

Научно-методические труды

2011 г. – Проблема понимания психического состояния человека (психолого-педагогический аспект) / М. В. Алаева // Интеграция образования. – 2011/1 (62). – C. 87–91.

2011 г. – Психолого-педагогический практикум : метод. пособие / авт.-сост. М. В. Алаева, Е. В. Дементьева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 68 с.

2012 г. – «Линзы гендера» в понимании психического состояния другого человека / М. В. Алаева // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 1 (9). – С. 115–119.

2013 г. – Выражение и понимание психического состояния человека в общении : монография [Электронный ресурс] / К. М. Романов, М. В. Алаева, И. С. Осипова. – Саранск : МГУ им. Н. П. Огарева, 2013. – 94 с. – 1 CD-R. Номер гос. регистр. 0321303184.

2014 г. – Технология формирования умения понимать психическое состояние человека у психологов / М. В. Алаева // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 8. – Т. 2. – С. 114–121.

2014 г. – Специальная психология : учеб. пособие / М.В. Алаева, Т.М. Быстрова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – 144 с.

2014 г. – Контрольно-измерительные материалы профессионального цикла базовой части по направлению подготовки 030300.62 Психология (бакалавриат) [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс дисциплины / М. В. Алаева, Т. М. Быстрова, Г. А. Винокурова [и др.] ; под общ. ред. М. В. Алаевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – 1 электрон. опт. диск.

2015 г. – Выражение и понимание психического состояния как элементы психологической культуры личности : монография / М. В. Алаева, К. М. Романов, И. С. Осипова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 102 с.

2015 г. – Организационная психология : учебно-методическое пособие / М. В. Алаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 119 с.

2015 г. – Специальная психология : учебно-методическое пособие / М. В. Алаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 119 с.

2016 г. – Содержательно-методические аспекты подготовки студентов-психологов к пониманию психического состояния человека / М. В. Алаева // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 1 (26). – С. 10–14.

2016 г. – Результаты формирования практического компонента психологической культуры подростков / М. В. Алаева, Е. В. Дементьева, О. В. Канакова // Вектор науки ТГУ: Педагогика и психология. – 2016. – № 2 (25). – С. 73–77.

2017 г. – Склонность к стрессу студентов с разными показателями эмоционального интеллекта / М. В. Алаева, Н. С. Жидкова // Инновационное развитие науки и образования: монография / по общ. ред. Г. Ю. Гуляева – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 114–122.

2017 г. ‒ база данных «Фонд оценочных средств ИГА обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология» (в соавторстве) (свидетельство о гос. регистрации № 2017620642 от 09 июня 2017 г.).

2018 г. – Показатели сформированности психологической культуры обучающихся разных возрастных групп / М. В. Алаева, Е. В. Дементьева, Д. С. Ардашкина // Проблемы современного педагогического образования. – Сер.: Педагогика и психология. – Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 58. – Ч. 2. – С. 305–318.

2018 г. ‒ Самостоятельная работа студентов по психолого-педагогическим дисциплинам: методические рекомендации по направлению подготовки Психология // Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. – 83 с. (в соавторстве).

2018 г ‒ «База данных методических рекомендаций к самостоятельной работе студентов по психологическим дисциплинам» (в соавторстве) (свидетельство о гос. регистрации № 2018621288 от 15.08.2018 г.).

2019 г. – Изучение способности к пониманию эмоционального состояния у будущих педагогов / М. В. Алаева, О. И. Ключко // Вестник МГПИ. – Серия «Педагогика и психология». – 2019. – № 2(48). – С. 72–81.

2019 г. ‒ Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений и нарушений поведения у детей и взрослых: учебно-методическое пособие / сост. М. В. Алаева [и др.] ; под ред. А. Н. Яшковой // Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2019. – 240 с.

2019 г. ‒ Теоретические и практические проблемы современной психологии : курс лекций / сост. М. В. Алаева [и др.] ; под ред. А. Н. Яшковой // Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2019. – 151 с.

 

Статьи в изданиях, индексируемых в базе данных

Web of Science и Scopus

1.       Personal Psychological Culture as a Condition for Psychological Health Preservation of Lecturers, in the Context of Education Modernization // The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences / Galina Vinokurova, Aksana Yashkova, Maria Alayeva, Elena Dementieva. – 2016. – Vol. XII. – рр. 424-431. – URL:http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2016.07.67

2.       Formation model of psychological culture in schoolchildren and students: development and approbation // J. PONTE / Alexander Evgenevich Falileev, Galina Aleksandrovna Vinokurova, Elena Viktorovna Dementieva, Aksana Nikolaevna Yashkova, Mikhail Ivanovich Kargin, Maria Vasilievna Alaeva. – 2018. – Vol. 74, Issue 1. – pp. 154-164.

Трудовая деятельность

2007–2013 гг. – ассистент кафедры специальной и прикладной психологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

2008–2012 гг. – аспирант заочной формы обучения Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева;

2013 г. – по настоящее время – старший преподаватель кафедры специальной и прикладной психологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке педагогического работника (при наличии)

2009 г. – повышение квалификации по программе «Современные тенденции развития профессиональной компетентности педагога высшей школы» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 72 ч.)

2011 г. – повышение квалификации по программе «Воспитательная деятельность куратора группы учреждения высшего профессионального образования» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 72 ч.)

2012 г. – повышение квалификации по программе «Психолого-педагогические особенности воспитания и обучения у финно-угорских народов» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», 72 ч.)

2016 г. – повышение квалификации по программе «Инновационные технологии электронного обучения» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 108 ч.)

2017 г. ‒ повышение квалификации по программе «Информационные технологии и электронное обучение в деятельности педагога» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 108 ч.)

2018 г. – повышение квалификации по программе «Технологии практического психолога» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 72 ч.).

Наименование направления подготовки и (или) специальности педагогического работника

Высшее образование ‒ специальность «Педагогика и психология с доп. спец. олигофренопедагогика», квалификация «Педагог-психолог и учитель-олигофренопедагог».


Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
(8342) 33-92-58
(8342) 33-93-90

 Email : general@mordgpi.ru