-
First slide

Алаева Мария Васильевна


  • Факультеты / Факультет психологии и дефектологии / Кафедра специальной и прикладной психологии
  • Подразделения / Управление научной и инновационной деятельности / Научно-исследовательская деятельность / Совет молодых ученых
Должность: старший преподаватель
Уровень образования: высшее образование
(8342) 33-92-93
Приемные часы:
  • среда - 14.30-15.30
Общий стаж работы (лет): 17
Стаж работы по специальности (лет): 17

Квалификация:

  • Педагог психолог и учитель-олигофренопедагог
Преподаваемые дисциплины

Психологическая культура личности

Общепсихологический практикум

Организационная психология

Специальная психология

Психология детей с отклонениями в развитии (с практикумом)

Психология инклюзивного образования

Общая психология

Юридическая психология

Психология

Изучение психологической культуры личности

Изучение психологической культуры специалиста

Психология общения

Дифференциальная психология

Основы специальной педагогики и психологии

Практикум по психодиагностике

Психологическая культура специалиста

Экспериментальная психология

Психология личности

Педагогическая психология

Психология развития и возрастная психология

Методика преподавания психологии в системе общего образования

Клиническая психология детей и подростков

Теоретические и практические проблемы современной психологии

Когнитивная психология

Психодиагностика малой группы

Методологические основы психологии

Социальная психология

Психология труда


Награды

2015 год - Благодарность Главы Республики Мордовия

2015 год - Благодарственное письмо от начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия

2015 год - Грамота МГПИ

2016 год - Благодарственное письмо от международного образовательного проекта «Университет современных образовательных технологий» за активное участие в мероприятиях международного проекта

2017 год - Благодарственное письмо от администрации ООО ДСОК «Криница».

2019 год – Благодарность за научное сопровождение авторских проектов в рамках XVI Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия».

Участие в грантах и проектах

2010 – Исполнитель гранта:  аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009-2013 гг. Министерства образования и науки РФ. Проект № 2.1.3/12113 «Гендерный подход в социальном познании: проблемы методологии.

2011 - Исполнитель проекта: «Подготовка студентов МордГПИ к волонтерской деятельности» в рамках Республиканской целевой программы «Вовлечение молодежи Республики Мордовия в волонтерскую деятельность на 2011-2015 гг.».

2013 - Руководитель и исполнитель внутривузовских грантов.

2015 - Исполнитель проекта: апробация программы профессиональной переподготовки «Практическая психология в образовании» (г.  Казань, на базе МГПИ).

2015 - Исполнитель проекта: апробация программы по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (учитель-дефектолог) «Теоретические и экспериментальные основы образовательно-коррекционного процесса» (МПГУ, г. Москва, на базе МГПИ).

2016 – Исполнитель внешнего гранта на выполнение НИР с ЧГПУ на тему «Совершенствование психологической культуры личности как условие сохранения и развития психологического здоровья преподавателя вуза».

2017 - Руководитель сетевого проекта с ФГБОУ ВО «Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по теме: «Формирование психологической культуры у участников образовательного процесса».

2019 - Руководитель внутривузовского гранта по теме: «Проектирование и разработка фонда оценочных  средств для промежуточной аттестации студентов направления подготовки 37.03.01 Психология. Профиль Психология (бакалавриат)»

2021 – проект НИР по заказу Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова в рамках сетевого взаимодействия по теме «Особенности эмоционального интеллекта у современной молодежи» (руководитель – Алаева М. В.)

2022 – руководитель межсетевого проекта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» и ФГБОУ ВО «Чувашский государственного государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева». Тема «Психологическое здоровье подрастающего поколения в условиях современности».

Научно-методические труды

2011 – Проблема понимания психического состояния человека (психолого-педагогический аспект) / М. В. Алаева // Интеграция образования. – 2011/1 (62). – C. 87–91. 

2011 – Психолого-педагогический практикум : метод. пособие / авт.-сост. М. В. Алаева, Е. В. Дементьева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 68 с.

2012 – «Линзы гендера» в понимании психического состояния другого человека / М. В. Алаева // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 1 (9). – С. 115–119.

2013 – Выражение и понимание психического состояния человека в общении : монография [Электронный ресурс] / К. М. Романов, М. В. Алаева, И. С. Осипова. – Саранск : МГУ им. Н. П. Огарева, 2013. – 94 с. – 1 CD-R. Номер гос. регистр. 0321303184.

2014 – Технология формирования умения понимать психическое состояние человека у психологов / М. В. Алаева // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 8. – Т. 2. – С. 114–121.

2014 – Специальная психология : учеб. пособие / М.В. Алаева, Т.М. Быстрова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – 144 с.

2014 – Контрольно-измерительные материалы профессионального цикла базовой части по направлению подготовки 030300.62 Психология (бакалавриат) [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс дисциплины / М. В. Алаева, Т. М. Быстрова, Г. А. Винокурова [и др.] ; под общ. ред. М. В. Алаевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – 1 электрон. опт. диск.

2015 – Выражение и понимание психического состояния как элементы психологической культуры личности : монография / М. В. Алаева, К. М. Романов, И. С. Осипова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 102 с.

2015 – Организационная психология : учебно-методическое пособие / М. В. Алаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 119 с.

2015 – Специальная психология : учебно-методическое пособие / М. В. Алаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 119 с.

2016 – Содержательно-методические аспекты подготовки студентов-психологов к пониманию психического состояния человека / М. В. Алаева // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 1 (26). – С. 10–14.

2016 – Результаты формирования практического компонента психологической культуры подростков / М. В. Алаева, Е. В. Дементьева, О. В. Канакова // Вектор науки ТГУ: Педагогика и психология. – 2016. – № 2 (25). – С. 73–77.

2016 - Personal Psychological Culture as a Condition for Psychological Health Preservation of Lecturers, in the Context of Education Modernization // The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences / Galina Vinokurova, Aksana Yashkova, Maria Alayeva, Elena Dementieva. – 2016. – Vol. XII. – рр. 424-431. – URL:http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2016.07.67

2017 – Склонность к стрессу студентов с разными показателями эмоционального интеллекта / М. В. Алаева, Н. С. Жидкова // Инновационное развитие науки и образования: монография / по общ. ред. Г. Ю. Гуляева – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 114–122.

2017 ‒ база данных «Фонд оценочных средств ИГА обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология» (в соавторстве) (свидетельство о гос. регистрации № 2017620642 от 09 июня 2017 г.).

2018 – Показатели сформированности психологической культуры обучающихся разных возрастных групп / М. В. Алаева, Е. В. Дементьева, Д. С. Ардашкина // Проблемы современного педагогического образования. – Сер.: Педагогика и психология. – Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 58. – Ч. 2. – С. 305–318.

2018 ‒ Самостоятельная работа студентов по психолого-педагогическим дисциплинам: методические рекомендации по направлению подготовки Психология // Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. – 83 с. (в соавторстве).

2018 ‒ «База данных методических рекомендаций к самостоятельной работе студентов по психологическим дисциплинам» (в соавторстве) (свидетельство о гос. регистрации № 2018621288 от 15.08.2018 г.).

2018 - Formation model of psychological culture in schoolchildren and students: development and approbation // J. PONTE / Alexander Evgenevich Falileev, Galina Aleksandrovna Vinokurova, Elena Viktorovna Dementieva, Aksana Nikolaevna Yashkova, Mikhail Ivanovich Kargin, Maria Vasilievna Alaeva. – 2018. – Vol. 74, Issue 1. – pp. 154-164.

2019 – Изучение способности к пониманию эмоционального состояния у будущих педагогов / М. В. Алаева, О. И. Ключко // Вестник МГПИ. – Серия «Педагогика и психология». – 2019. – № 2(48). – С. 72–81.

2019 ‒ Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений и нарушений поведения у детей и взрослых: учебно-методическое пособие / сост. М. В. Алаева [и др.] ; под ред. А. Н. Яшковой // Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2019. – 240 с.

2019 ‒ Теоретические и практические проблемы современной психологии : курс лекций / сост. М. В. Алаева [и др.] ; под ред. А. Н. Яшковой // Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2019. – 151 с.

2019 - Жуина, Д. В. Эффективность применения контрольно-измерительных материалов в высшей школе / Д. В. Жуина, А. Н. Яшкова, М. В. Алаева. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2019. – № 65. – С. 308-312.

2019 – YASHKOVA A. N. CHILD-PARENT RELATIONSHIPS IN RUSSIAN FAMILIES OF DIF-FERENT TYPES (ISSN 2007-7890 (IF: 0,102) – МЕКСИКА-СТАТЬЯ WOS) / A. N. YASHKOVA, V. V. BUYANOVA,  N. F. SUKHAREVA, M. V. ALAEVA // REVISTA DILEMAS CONTEMPORÁNEOS: EDUCACIÓN, POLÍTICA Y VALORES (ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ «СОВРЕМЕННЫЕ ДИЛЕММЫ: ОБРАЗОВАНИЕ, ПОЛИТИКА И ЦЕННОСТИ»). – 2019. – № 7. ARTÍCULO NO.: 86 – РЕЖИМ ДОСТУПА: HTTPS://WWW.DILEMASCONTEMPORANEOSEDUCACIONPOLITICAYVALORES.COM/EN/EDICI%E2%99%80N-2013/YEAR-VII-PUBL... (IF: 0,102).

2020 – ALAEVA, М. V. MONITORING THE QUALITY OF STUDENTS' TRAINING AS A TOOL FOR MANAGING THE EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER SCHOOL / MARIA V. ALAEVA, DIANA V. ZHUINA, AKSANA N. YASHKOVA, ELENA V. DEMENTEVA // AD ALTA : JOURNAL OF INTERDISC IPLINARY RESEARCH. – 2020. – № 10/01-XI. – Р. 10–14. – URL: HTTP://WWW.MAGNANIMITAS.CZ/10-01-XI.

2020 – KARGIN M. I. THE STUDY OF EMPATHY AMONG SPECIALISTS WITH DIFFERENT TRACK RECORD WITHIN THE SCOPE OF SYSTEMIC-CONTEXTUAL PSYCHODIAGNOSTICS / MIKHAIL I. KARGIN, TATYANA M. BYSTROVA, VALENTINA V. BUYANOVA, DIANA V. ZHUINA, MARIA V. ALAEVA, ELENA V. SAMOSADOVA // AD ALTA : JOURNAL OF INTERDISC IPLINARY RESEARCH. – 2020. – № 10/01-XI. – Р. 103–106. – URL: HTTP://WWW.MAGNANIMITAS.CZ/10-01-XI.

2020 - Алаева, М. В. Изучение исследовательских способностей детей дошкольного возраста / М. В. Алаева, Е. Е. Пырчева, Е. А. Грачева, Е. Н. Сапунова //  Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», 28 мая 2020 г. / редколлегия Ю. В. Варданян (науч. ред.) [и др.] ; Мордовский государственный педагогический институт. – Электрон. дан. (2,9 Мб). – Саранск, 2020. – 1 электронный оптический диск. – Заглавие с экрана. – Текст : электронный.

2020 - Пырчева, Е. Е. Особенности социально-психологической адаптации детей к дошкольному учреждению / Е. Е. Пырчева, М. В. Алаева, Е. В. Зюзина //  Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», 28 мая 2020 г. / редколлегия Ю. В. Варданян (науч. ред.) [и др.] ; Мордовский государственный педагогический институт. – Электрон. дан. (2,9 Мб). – Саранск, 2020. – 1 электронный оптический диск. – Заглавие с экрана. – Текст : электронный.

2021 – Zhuina D.V., Sorokoumova S.N., Alaeva M.V., Chekushkina E.N.: Research competence as a factor of career orientation development of pedagogical university students = Исследовательская компетентность как фактор развития карьерной направленности студентов педагогического вуза. AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research, 11/10. – XХХIII, 2021. 206–210 pp.

2021 – Алаева, М. В. Гендерные особенности эмоционального интеллекта в юношеском возрасте / М. В. Алаева, Н. Ф. Сухарева, Т. В. Шамонина // International journal of medicine and psychology / Международный журнал медицины и психологии. – 2021. – Том 4. – № 4. – С. 107-112. (СТАТЬЯ, ОПУБЛИКОВАННАЯ В НАУЧНОМ ЖУРНАЛЕ ИЗ РЕЕСТРА ВАК)

2021 – Алаева, М. В. Особенности эмоционального интеллекта у юношей и девушек старшего школьного возраста / М. В. Алаева, Н. Ф. Сухарева // Проблемы современного педагогического образования. ‒ Ялта: РИО ГПА, 2021. ‒ № 71(2). ‒ С. 407–410. (СТАТЬЯ, ОПУБЛИКОВАННАЯ В НАУЧНОМ ЖУРНАЛЕ ИЗ РЕЕСТРА ВАК)

2021 – Сухарева, Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы детства в провинциальном социуме / Н. Ф. Сухарева, М. В. Алаева // Гуманитарные науки и образование. – 2021. – Т. 12, № 3 (47). – С. 101-109. (СТАТЬЯ, ОПУБЛИКОВАННАЯ В НАУЧНОМ ЖУРНАЛЕ ИЗ РЕЕСТРА ВАК)

2022 – Алаева, М. В. Диагностика психологического здоровья у молодежи, переболевшей COVID-19 / М. В. Алаева // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология. – Научный журнал : Ялта : РИО ГПА, 2022. – Вып. 72. – Ч. 2. – С. 341-344. (статья, опубликованная в научном журнале из реестра ВАК)

2022 – Алаева, М. В. Психологическое здоровье современных детей: представления педагогов о факторах его развития и риска / М. В. Алаева, Н. Ф. Сухарева, С. А. Михалкина // Учебный эксперимент в образовании. – 2022. – № 3(103). – С. 7–15. (статья, опубликованная в научном журнале из реестра ВАК

Трудовая деятельность

2007 год – 2013 год – ассистент кафедры специальной и прикладной психологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

2013 год – по настоящее время – старший преподаватель кафедры специальной и прикладной психологии Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке педагогического работника (при наличии)

2009 – повышение квалификации по программе «Современные тенденции развития профессиональной компетентности педагога высшей школы» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 72 ч.)

2011 – повышение квалификации по программе «Воспитательная деятельность куратора группы учреждения высшего профессионального образования» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 72 ч.)

2012 – повышение квалификации по программе «Психолого-педагогические особенности воспитания и обучения у финно-угорских народов» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», 72 ч.)

2016 – повышение квалификации по программе «Инновационные технологии электронного обучения» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 108 ч.)

2017 ‒ повышение квалификации по программе «Информационные технологии и электронное обучение в деятельности педагога» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 108 ч.)

2018 – повышение квалификации по программе «Технологии практического психолога» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 72 ч.).

2019 - Повышение квалификации «Цифровая образовательная среда: новые возможности для педагога»,  72 ч., г. Саранск, МГПИ, 2019 г. Удостоверение о повышении квалификации № 132408227794

2019 - Повышение квалификации «Тренды цифровой трансформации высшего образования», 16 ч., г. Саранск, МГПИ, 2019 г. Удостоверение о повышении квалификации № 132408227395

2019 - Повышение квалификации «Технологии использования цифровой среды обучения научно-педагогическими работниками образовательных организаций», 80 ч., г. Москва, Российский университет транспорта, 2019 г. Удостоверение о повышении квалификации № 310011566

2019 - Повышение квалификации «Непрерывное образование для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: организационные и педагогические основы инклюзивного образования», 72 ч.,  г. Челябинск, ЮУрГУ, 2019 г. Удостоверение о повышении квалификации № 740400025265

2020 - Повышение квалификации «Охрана труда в образовательной организации и правила оказания первой помощи», 24 ч., г. Саранск, МГПИ, 2020 г. Удостоверение о повышении квалификации № 132410860867

2020 - Повышение квалификации «Психология кризисных и проблемных ситуаций», 72 ч., г. Саранск, МГПИ, 2020 г. Удостоверение о повышении квалификации № 132410860635

2020 - удостоверение о повышении квалификации № 132411863642 от 31 августа 2020 г., Использование электронной информационно-образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева, 24 ч., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева

2021 - удостоверение о повышении квалификации № 163101290643 от 02 марта 2021 г., Внедрение цифровых технологий в дисциплины при проектировании образовательных программ, 144 ч., АНО ВО Университет Иннополис.

2023 – удостоверение о повышении квалификации № 132419787744 от 31.05.2023 г., Охрана труда в образовательной организации и правила оказания первой помощи, 24 ч., МГПУ.


Наименование направления подготовки и (или) специальности педагогического работника

Высшее образование ‒ специальность «Педагогика и психология с доп. спец. олигофренопедагогика», квалификация «Педагог-психолог и учитель-олигофренопедагог».


Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева