-
First slide

Рябова Наталья Владимировна


  • Ученый совет
  • Факультеты / Факультет психологии и дефектологии / Кафедра специальной педагогики и медицинских основ дефектологии
  • Подразделения / Журнал "Гуманитарные науки и образование"
Должность:
  • заведующий кафедрой
  • профессор
Учёная степень: доктор педагогических наук
Учёное звание: доцент
Уровень образования: высшее образование
(8342) 33-92-96
Общий стаж работы (лет): 36
Стаж работы по специальности (лет): 36

Квалификация:

  • учитель-логопед специальной (вспомогательной) школы
  • олигофренопедагог дошкольного учреждения
  • Педагог-психолог
Преподаваемые дисциплины

Проектирование ресурсного обеспечения деятельности логопеда;

Социально-реабилитационные технологии;

Проектирование и реализация коррекционно-педагогической деятельности субъектов образования;

Введение в профессию;

Социально-педагогическое проектирование;

Проектирование программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи;

Система социально-бытовой ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Технологии конструирования программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи;

Социально-реабилитационные технологии при работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью;

Дополнительное образование в реализации программ логопедической помощи (КВ)

Награды

2010 год - Почетная грамота Правительства Республики Мордовия

2013 год - «Заслуженный деятель науки Республики Мордовия»

2015 год - Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации

2015 год - Благодарность Главы Республики Мордовия

2017 год - Памятный знак «За личный вклад в развитие дефектологии»

2020 год - Почетное звание «Заслуженный работник  высшей школы Республики Мордовия»

2020 ГОД - ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ «Почетный Работник сферы образования российской федерации»


Участие в грантах и проектах

2009 - Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании

2013 - Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования

2014 - Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование

2019 - Руководитель проекта фундаментальных научных исследований РФФИ «Формирование готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования» (регистрационный  № 19-013-00508/19);

2020 - Руководитель проекта фундаментальных научных исследований РФФИ «Формирование готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования» (регистрационный  № 19-013-00508/20)

2020 - Руководитель проекта фундаментальных научных исследований РФФИ «Формирование готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования» (регистрационный № 19-013-00508/21))

2020 – Руководитель проекта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева) по теме «Научно-методическое обеспечение процесса формирования универсальных  учебных действий  младших школьников».

2021 – Руководитель проекта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева) по теме «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников».

2022 – Руководитель проекта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова и Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева) по теме «Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности в сфере общего образования».

2023 - Руководитель проекта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева) по теме «Научно-методические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях  инклюзивной практики».

2023 – Исполнитель проекта «Развитие региональной управленческой и методической инфраструктуры внедрения единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»

2023 – Исполнитель проекта «Служба помощи родителям в рамках национального проекта «Образование» – федерального проекта «Современная школа» в 2023 г. по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей»

Научно-методические труды

2002 - Карпунина, О.И. Специальная педагогика в опорных схемах: учебное пособие / О.И.карпунина, Н.В.Рябова. - М.: Эдас, 2002. - 243 с.

2009 - Рябова, Н.В.Дидактическая система подготовки студента педагогического вуза к социально-бытовой ориентации учащегося с ограниченными возможностями здоровья. - Саранск, 2009. - 198 с..

2010 - Рябова, Н.В. Проектирование педагогической деятельности дефектолога: теоретические аспекты. - Саранск, 2010. - 179 с.

2011 - Рябова, Н.В. Развитие деятельности педагога по социально-бытовой ориентации детей. - «LAP LAMBERT», 2011.-  243 с.

2015 - Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования/ под ред. Н.В.Рябовой. - Саранск, 2015. - 207 с.

2016 - Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в организациях высшего образования в условиях инклюзивной практики : монография / под ред. Н. В. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – 187 с.

2018 - Теория и практика образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования : монография / под ред. Н. В. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018.  – 175 с.

2019 - Методология, теория и практика обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] : монография / под ред. Н. В. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2019. – 1 элек-трон. опт. диск.

2019 - Arkhipova Svetlana V.  The formation of the coherent speech of junior schoolchildren with intellectual disabilities by means of animation-based therapy/ Grishina  Olga S., Minaevа Natalia G., Mikheikinа Tatiana A., Ryabova N. V.// REVISTA INCLUSIONES.  – ISSN 0719-4706, Volumen 6 / Número Especial / Octubre – Diciembre 2019 – Pp.  47-62.

2019 - Barcaeva E. V., Ryabova N. V. Readiness of Senior Preschool Children to Adapt to Social and Everyday Conditions // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE). – ISSN: 2278-3075, Volume-9 Issue-1, November 2019. – Pp. 2287–2297.

2019 - Барцаева, Е. В. Условия формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в организациях дополнительного образования / Е. В. Барцаева, Н. В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. – Том 10. – № 3. – 2019. – С.11–16.

2019 - Рябова, Н. В. Моделирование процесса формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в организациях дополнительного образования/ Н. В. Рябова, Е. В. Барцаева // Гуманитарные науки и образование. – Том 11. – № 4. – 2019. – С. 59-64.

2019 - Рябова, Н. В. Профессиональное развитие и трудоустройство студентов педагогического вуза с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Рябова, О. В. Бобкова //Известия Волгоградского педагогического университета. – Том 8. – № 3(28). – 2019. – С.60–66.

2019 - Рябова, Н. В. Теоретические и практические основы формирования готовности к социально-бытовой ориентации младших школьников с задержкой психического развития / Т. А. Парфенова, Н. В. Рябова// Методология, теория и практика обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования: монография / под ред. Н. В. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2019. – С. 106 – 122 (1 электрон. опт. диск. (номер регистрации 0321903087)).

2019 - Рябова, Н. В. Научно-практические основы формирования готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников  в организациях дополнительного образования/ Н. В. Рябова, Е. В. Барцаева // Самарский научный вестник. – Том 8. – № 3(28). – 2019. – С.310–316.

2020 - Профессиональная деятельность дефектолога: учебное пособие  / под ред. Н. В. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2020. – ISBN 978-5-8156-1084-9; – 1 электрон. опт. диск. (номер регистрации 0322000538).

2020 - Рябова, Н. В. Педагогической проектирование в профессиональной подготовке учителя-логопеда / Н. В. Рябова// Педагогические кейсы в профессиональной подготовке учителя-логопеда: теория и практика : монография / под ред. М. А. Лаврентьевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск : РИЦ МГПИ, 2020. – 1 электрон. опт. диск.  – ISBN 978-5-8156-1192-4. – текст : электронный.

2021 - Рябова, Н. В. Формирование готовности студентов к волонтерской работе в сфере  психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра / М. А. Лаврентьева, Н. В. Рябова, О, С. Гришина // Психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра : монография / под редакцией Е. В. Золотковой ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2021. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1369-0. – Текст : электронный.

2021 - База данных научно-методических материалов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Авторы: Н. В. Рябова,  О. В. Терлецкая, Е. В. Назарова, С. С. Зурнина (свидетельство о гос. регистрации базы данных № 2021621600 от 23 июля 2021 г.).

2022 - Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : монография / под ред. Н. В. Рябовой ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1536-6. – Текст : электронный.

2023 - Проектирование компетентностно-ориентированных заданий по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование, профилю Логопедическое сопровождение лиц с нарушением речи : учебно-методическое пособие / авторы-составители: И. В. Абрамова, С. В. Архипова, Е. В. Барцаева, О. В. Бобкова [и др.] ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1546-5. – Текст : электронный. – URL: http://library.mordgpi.ru/ProtectedView/Book/ViewBook/2107 (номер гос. регистрации обязательного экз. электр. издания – 0322001420 от 07.03.2023 ФГУП НТЦ «Информрегистр»).

2023 - Организация учебной деятельности обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия по подготовке к итоговой аттестации : учебно-методическое пособие / авторы-составители: И. В. Абрамова, С. В. Архипова, Е. В. Барцаева, О. В. Бобкова [и др.] ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1605-9. – Текст : электронный. – URL: http://library.mordgpi.ru/ProtectedView/Book/ViewBook/2582 (номер гос. регистрации обязательного экз. электр. издания –                          0322301463 от 24.05.2023 ФГУП НТЦ «Информрегистр»).

 

Трудовая деятельность

1988 - 1991 год ассистент кафедры олигофренопедагогики и логопедии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

1991 - 1995 год аспирант очной формы обучения Института коррекционной педагогики РАО;

1995 - 1997 год ст. преподаватель кафедры олигофренопедагогикии и частных методик Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

1997 - 2000 год доцент кафедры коррекционной педагогики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

2000 - 2004 год заведующий кафедрой коррекционной педагогики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

2004 - 2009 год докторант очной формы обучения ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»;

2009 - по настоящее время заведующий кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке педагогического работника (при наличии)

2017 - Удостоверение о повышении квалификации № 772404541793 №№ 13829-ПК–2017 от 25.10.2017, «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог»», 78 ч., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва

2018 - Удостоверение о повышении квалификации № 10540 от 19.10.2018, «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательной организации», 16 ч., ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск

2018 - Удостоверение о повышении квалификации № 132406562162 от 18.05.2018, «Информационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании», 72 ч., ФГБОУ ВО МГПИ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск.

2018 - Удостоверение о повышении квалификации № 18174/25 от 12.10.2018, «Экспертиза электронных модулей программ педагогического образования», 36 ч., ГАОУ ВО «Национальный исследовательский Московский городской педагогический университет», г. Москва.

2019 - Удостоверение о повышении квалификации ПК № 132408227633 регистрационный № 15778 от 07.11.2019 г. Тренды цифровой трансформации высшего образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, 06.11.2019-07.11.2019, 16 часов

2019 - Удостоверение о повышении квалификации ПК № 132408227812 регистрационный № 15957 от 05.12.2019 г. Цифровая образовательная среда: новые возможности для педагога ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, 26.11.2019-05.12.2019, 72 часа;

2019 - Удостоверение о повышении квалификации ПК № 132408837836 регистрационный № 17749 от 23.12.2019 г. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, 09.12.2019-20.12.2019, 72 часа;

2019 - Удостоверение о повышении квалификации ПК № 31 0011677 регистрационный № 021Т/1638-19 от 17.12.2019 г. Технологии использования цифровой среды обучения научно-педагогическими работниками образовательных организаций, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» (МИИТ), г. Москва, 19.11.2019-10.12.2019, 80 часов.

2019 - Удостоверение о повышении квалификации ПК № 740400025638 регистрационный № 502/1735 от 13.12.2019 г. Непрерывное образование для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: организационные и педагогические основы инклюзивного образования, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск, 25.11.2019-13.12.2019, 72 часа

2020 - Удостоверение о повышении квалификации ПК № 132410861107 регистрационный № 18755 от 27.03.2020 г. Охрана труда в образовательной организации и правила оказания первой помощи,  ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, 23.03.2020-27.03.2020, 72 часа;

2020 - Диплом о профессиональной переподготовке ПП № 133500000428 регистрационный № 4485 от 30.06.2020 г. Психология и педагогика инклюзивного образования,  ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, 24.03.2020-30.06.2020, 520 часа;

2021 - Удостоверение о повышении квалификации ПК № 160300003522 регистрационный № 21У150-01822 от 24.05.2021 г. Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин, АНО ВО «Университет Иннополис», 144 часа;

2021 -Удостоверение о повышении квалификации ПК № 783500003689 регистрационный № 12739 от 08.06.2021 г. Подготовка студентов педагогических специальностей к реализации образовательной деятельности со слепыми и слабовидящими обучающимися, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», г. Санкт-Петербрг, 24.03.2021-06.06.2021, 72 часа.

2021 - Удостоверение о повышении квалификации ПК № 132411864209 регистрационный № 21500 от 19.04.2021 г. Обучение, воспитание и дополнительное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС, ФГАОУ ВО ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск,  09.04.2021-19.04.2021, 72 часа

2021 - Удостоверение о повышении квалификации ПК № 132415521314 регистрационный № 22874 от 29.12.2021 г. Функциональная грамотность преподавателя высшей школы ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, 06.12.2021-29.12.2021, 144 часа

2022 - Удостоверение о повышении квалификации № 230000054019 регистрационный № у-199901/б от 2022 г. Внедрение единых подходов к психолого-педагогической и методической подготовке в программах педагогического бакалавриата ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации», г. Москва, 20.10.2022-07.11.2022, 36 ч.

2022 - Удостоверение о повышении квалификации № 772417647678 от 09.12.2022 г. Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, с 21.112022 по 02.12.2022, 72 часа;

2023 - Удостоверение о повышении квалификации, рег. номер № 010684 от 24 апреля 2023 г. Коммуникации в образовании: профиль современного учителя, Общество с ограниченной ответственностью «Учи.ру», г. Москва, с 20.03.2023 по 17.04.2023, 36 часов

Наименование направления подготовки и (или) специальности педагогического работника

специальность "Дефектология (олигофренопедагогика с доп. спец. Логопедия)"


Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева