-
First slide

Сухарева Надежда Федоровна


  • Факультеты / Факультет психологии и дефектологии / Кафедра специальной и прикладной психологии
Должность: доцент
Учёная степень: кандидат психологических наук
Учёное звание: доцент
Уровень образования: высшее образование
(8342) 33-92-98
Приемные часы:
  • вторник, четверг - 14.00-16.00
Общий стаж работы (лет): 29
Стаж работы по специальности (лет): 29

Квалификация:

  • Учитель специальной (вспомогательной) школы. Педагог-психолог
Преподаваемые дисциплины

Психология развития и возрастная психология

Основы психосоматики

Психология личности 

Психология

Практическая психология в образовании

Психология труда

Теоретические и практические проблемы современной психологии

Психология профессионального здоровья

Методология разработки профилактических проектов в сфере психологии здоровья 

Профориентология 

Технологии тренинговой работы 

Игровые технологии в профессиональном образовании 

Коррекция эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте

Основы профориентологии

Коммуникативные технологии в деятельности психолога

Психология инклюзивного образования

Психология одаренности

Пренатальная психология

Профилактика зависимостей

Научно-исследовательская деятельность в практике психолога

Методология разработки профилактических проектов в сфере психологии здоровья 

Математические методы в психологических исследованиях

Технологии развития и сохранения психологического здоровья личности

Гендерная психология

Качественные и количественные методы исследования в психологии

Игровые технологии в психокоррекции

Психологическое сопровождение одаренных детей и подростков

Психодиагностика семейных отношений

Диагностика зависимого поведения

Арттерапия в психокоррекции

Психология семьи

Введение в профессию

Психология эмоциональных нарушений


Награды

2007 год – Благодарность главы РМ Н. И. Меркушкина за активное участие в подготовке и проведении выборов в Государственную Думу РФ, Государственное Собрание РМ и местные представительные органы власти (18.12.2007 г.);

2012 год – Благодарность главы РМ В.Д. Волкова за большой личный вклад в подготовку и успешное проведение мероприятий, посвященных 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства (27.08.2012 г.);

2012 год – Благодарность ректора МГПИ В. В. Кадакина за плодотворную работу и большой вклад в дело подготовки высоко-квалифицированных специалистов и в связи с 50-летием института;

2018 год – Благодарность главы РМ В. Д. Волкова за большой личный вклад в подготовку и успешное проведение выборов Президента РФ;

2018 год – Благодарность главы РМ В. Д. Волкова за большой личный вклад в подготовку и успешное проведение матчей и мероприятий ЧМ по футболу;

2018 год – Благодарность директора ЧУ ДПО «МРОЦ» С. С. Кулакова за активное и плодотворное участие в проведении обучения контролеров-распорядителей для обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных соревнований к ЧМ по футболу FIFA 2018 в г. Саранске;

2018 год – Благодарность генерального директора Оргкомитета ЧМ по футболу FIFA 

2018 год -  в России А. Л. Сорокина за активное участие в организации и проведении ЧМ по футболу FIFA 2018 в России.

Участие в грантах и проектах

2009 - «Гендерный подход в социальном познании: проблемы методологии» при поддержке программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки РФ (проект № 2.1.3/4438, 2009-2013 гг.) (исполнитель).

2018 - «Гендерные трансформации в ментальности учащейся молодежи российских мегаполисов и провинций» (проект РФФИ № 18-013-01207, 2018-2019 гг.) (исполнитель).

2019 - «Разработка научно- и учебно-методического обеспечения дисциплины «Психология инклюзивного образования» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (внутривузовский грант, 2019 г.) (руководитель).

2019 - «Разработка научно- и учебно-методического обеспечения дисциплины «Перинатальная психология» по направлению подготовки 37.03.01 Психология» (внутривузовский грант, 2019 г.) (руководитель).

2019 - «Разработка научно- и учебно-методического обеспечения выполнения студентами курсовых работ и ВКР по направлению подготовки 37.03.01 Психология» (внутривузовский грант, 2019 г.) (руководитель).

2018 - Исполнитель гранта РФФИ по теме: «Гендерные трансформации в ментальности учащейся молодежи российских мегаполисов и провинций» (№ 18-013-01207).

2019 - Руководитель межсетевого гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева) «Социально-психологическая готовность к созданию семьи и родительству в молодости» (рег. № 2019-08-01, дата рег.: 26.09.2019 г.)

2020 - Руководитель межсетевого гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева) «Гендерные аспекты проявления агрессии в молодежной среде».

2021 – участие в гранте Министерства просвещения РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» на 2021 год, по проекту «Дети и детство. Повседневная жизнь ребенка в условиях провинциального социума», договор № 073-03-2021-021/2 от 18.01.2021 г. (исполнитель – Сухарева Н. Ф.) 

2022 – руководитель межсетевого проекта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» и ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет». Тема «Переживание одиночества современной молодежью».

2022 – руководитель межсетевого проекта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» и ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный педагогический университет». Тема «Специфика аддиктивного поведения в современном обществе».

Научно-методические труды

2011 ‒ Перинатальная психология : учебное пособие / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 127 с.

2011 ‒ Возрастная психология : учебное пособие / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с. (в соавторстве).

2012 ‒ Гендерный подход к изучению психологического здоровья участников образовательного процесса // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 1(19). – С. 46–59 (в соавторстве).

2014 ‒ Практика в образовательных учреждениях по направлению подготовки «Психология» : программа и методические рекомендации / сост. Н. Ф. Сухарева, А. Н. Яшкова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – 45 с.

2015 – Педагогическая психология : учебное пособие. – М. : Директ-Медиа, 2015. – 234 с. (в соавторстве).

2015 – Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия : коллективная монография / под ред. О. И. Ключко. – М. : МГПУ, 2015.– 224 с. (в соавторстве).

2018 ‒ Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. О. И. Ключко. − М. : Юрайт, 2018. − 404 с. (в соавторстве). – Режим доступа: https://biblio-online.ru/ book/711A80CA-3E33-4F12-B3B1-DB8587A778A6.

2018 ‒ Самостоятельная работа студентов по психологическим дисциплинам : методические рекомендации по направлению подготовки Психология / под ред. А. Н. Яшковой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. – 83 с. (в соавторстве).

2018 ‒ «База данных методических рекомендаций к самостоятельной работе студентов по психологическим дисциплинам» (в соавторстве) (свидетельство о гос. регистрации № 2018621288 от 15.08.2018 г.).

2018 ‒ Гендерные трансформации брачно-семейных отношений в представлениях молодежи провинции // Мир университетской науки: культура, образование. – 2018. – № 9. – С. 97–106 (в соавторстве).

2018 ‒ Гендерные отношения сверстников в представлениях первокурсников вуза провинциального города // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. – Ялта : РИО ГПА, 2018. – Вып. 61. – Ч. 4. – С. 317–320 (в соавторстве).

2018 - Dementieva E. V. The Study of Professional Self-Determination of Russian High School Students in the Framework of the Systemic Contextual Psychodiagnostics / Исследование профессионального самоопределения российских старшеклассников в рамках системной контекстуальной психодиагностики  / Elena V. Dementieva, Mikhail I. Kargin, Nadezhda F. Sukhareva // Astra Salvensis – review of history and culture, year VI, Special Issue 2018. – C. 635-644.

2019 ‒ Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений и нарушений поведения у детей и взрослых: учебно-методическое пособие / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2019. – 240 с. (в соавторстве).

2019 ‒ Теоретические и практические проблемы современной психологии: курс лекций / под ред. А. Н. Яшковой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2019. – 151 с. (в соавторстве).

2019 ‒ Гендерные аспекты проблемы насилия в семье // Гендерные отношения в современном мире: управление, экономика, социальная политика : материалы Международной научной конференции; Москва – Иваново – Плес, 16–18 мая 2019 г. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 2019. – С. 406–411.

2019 - Сухарева, Н. Ф. Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков / Н. Ф. Сухарева // Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений и нарушений поведения у детей и взрослых : учебно-методическое пособие; М. В. Алаева [и др.]; под ред. А. Н. Яшковой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2019. – С. 33-59.

2019 - Сухарева, Н. Ф. Гендерные аспекты социально-психологической готовности к семейной жизни молодежи провинции / Н. Ф. Сухарева // Гендерные трансформации в ментальности и социализации учащейся молодежи : сборник научных статей / под науч. ред. О. И. Ключко, А. А. Чекалиной. – М.-Берлин : Директ-Медиа, 2019. – С. 96-104.

2019 - Сухарева, Н. Ф. Психолого-педагогические технологии формирования коммуникативной толерантности сотрудников ФСИН России в их профессиональной подготовке / Н. Ф. Сухарева, Е. А. Кудашева // Теория и практика психолого-педагогического проектирования в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: монография / под ред. Д. В. Жуиной ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Электрон. дан. (1,41 Мб). – Саранск, 2019. – 1 электрон. опт. диск.

2019 - Сухарева, Н.Ф. Работоспособность педагогов СПО в условиях повышенных психических нагрузок / Н.Ф. Сухарева, А. В. Строганцева // Учебный эксперимент в образовании : научно-методический журнал. – 2019. – № 4. – С. 16-22

 2020 - Сухарева, Н.Ф. Страхи матерей в пренатальный и ранний постнатальный период развития ребенка / Н.Ф. Сухарева, А. А. Шелепнева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66. –С. 360-363.

2021 – Социально-психологические проблемы современной семьи : монография / отв. ред. Н. Ф. Сухарева. – 2-ое изд., перераб. и доп. ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2021. – 172 с. – ISBN 978-5-8156-1317-1.

2021 – Детство в условиях провинциального социума : учебное пособие / под редакцией М. В. Антоновой, Н. Г. Спиренковой, Н. Ф. Сухаревой ; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2021. – 1 электрон. опт. диск.

2021 – Алаева, М. В. Гендерные особенности эмоционального интеллекта в юношеском возрасте / М. В. Алаева, Н. Ф. Сухарева, Т. В. Шамонина // International journal of medicine and psychology / Международный журнал медицины и психологии. – 2021. – Том 4. – № 4. – С. 107-112. (СТАТЬЯ, ОПУБЛИКОВАННАЯ В НАУЧНОМ ЖУРНАЛЕ ИЗ РЕЕСТРА ВАК)

2021 – Алаева, М. В. Особенности эмоционального интеллекта у юношей и девушек старшего школьного возраста / М. В. Алаева, Н. Ф. Сухарева // Проблемы современного педагогического образования. ‒ Ялта: РИО ГПА, 2021. ‒ № 71(2). ‒ С. 407–410. (СТАТЬЯ, ОПУБЛИКОВАННАЯ В НАУЧНОМ ЖУРНАЛЕ ИЗ РЕЕСТРА ВАК)

2021 – Сухарева, Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы детства в провинциальном социуме / Н. Ф. Сухарева, М. В. Алаева // Гуманитарные науки и образование. – 2021. – Т. 12, № 3 (47). – С. 101-109. (СТАТЬЯ, ОПУБЛИКОВАННАЯ В НАУЧНОМ ЖУРНАЛЕ ИЗ РЕЕСТРА ВАК)

2022 – Психолого-педагогические технологии подготовки наставников в сфере дополнительного профессионального образования: глава четвертая / Н. Ф. Сухарева, В. В. Хахлева // Психолого-педагогическое сопровождение в системе профессионального образования: теория и практика : коллективная монография / под редакцией А. Н. Яшковой ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1427-7.

2022 – Психолого-педагогическое сопровождение развития положительных взаимоотношений со сверстниками во временном детском коллективе: глава вторая / Н. Ф. Сухарева, Е. И. Прытков // Психолого-педагогическое сопровождение развития обучающихся на профильном этапе обучения [Электронный ресурс]: коллективная монография / под редакцией А. Н. Яшковой ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск, 2022. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1580-9

2022 – Психолого-педагогическое сопровождение развития смысложизненных ориентаций у обучающихся организаций среднего профессионального образования: глава третья / Н. Ф. Сухарева, Н. Ю. Филиппова // Психолого-педагогическое сопровождение развития обучающихся на профильном этапе обучения [Электронный ресурс]: коллективная монография / под редакцией А. Н. Яшковой ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск, 2022. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1580-9.

2022 – Antonova, M. V., Sukhareva, N. F. : Role-playing games as a factor in the socialization of preschool children in the cultural space of a provincial city = Ролевые игры как фактор социализации дошкольников в культурном пространстве провинциального города. International Journal of Early Childhood Special Education (INT-JECSE), 14(1), 2022. 268-275 рр. DOI: 10.9756/INT-JECSE/V14I1.221033 (статья, опубликованная в изданиях Скопус).

2022 – Сухарева, Н. Ф. Переживание одиночества современными подростками / Н. Ф. Сухарева, М. В. Алаева, С. А. Михалкина // International Journal of Medicine and Psychology / Международный журнал медицины и психологии. – 2022. – Т. 5. – № 4. – С. 71–73. (статья, опубликованная в научном журнале из реестра ВАК).

2022 – Сухарева, Н. Ф. Специфика аддиктивного поведения у современных подростков / Н. Ф. Сухарева, М. В. Алаева // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология. – Научный журнал : Ялта : РИО ГПА, 2022. – Вып. 77. (статья, опубликованная в научном журнале из реестра ВАК).

Трудовая деятельность

1996 год – 1999 год – ассистент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

1999 год – 2004 год – аспирант кафедры психологии Московского педагогического государственного университета;

2004 год – 2009 год – старший преподаватель кафедры специальной и прикладной психологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

2009 год – по настоящее время – доцент кафедры специальной и прикладной психологии Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке педагогического работника (при наличии)

2009 ‒ повышение квалификации по программе «Формирование информационной компетентности преподавателя вуза» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 72 ч.).

2011 ‒ повышение квалификации по программе «Современные психологические технологии в деятельности преподавателя вуза» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 72 ч.).

2012 ‒ повышение квалификации по программе «Подготовка педагога вышей школы к применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 72 ч.).

2012 ‒ повышение квалификации по программе «Психологическая подготовка будущих родителей к воспитанию детей. Перинатальная психология. Практическая психология» (г. Москва, ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», АПНО «Родительский дом», 150 ч.).

2017 ‒ повышение квалификации по программе «Информационные технологии и электронное обучение в деятельности педагога» (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 108 ч.).

2019 - Повышение квалификации «Клиническая психология. Перинатальные аспекты», 72 часа, 13.09.2019 – 18.09.2019 г., г. Москва. Удостоверение о повышении квалификации № 732/14 от 18.09.2019 г.

2019 - Повышение квалификации «Тренды цифровой трансформации высшего образования», 16 часов, 06.11.2019 – 07.11.2019 г., МГПИ.

2019 - Повышение квалификации «Цифровая образовательная среда: новые возможности для педагога», 72 часа, 26.11.2019 – 05.12.2019 г., МГПИ. Удостоверение о повышении квалификации № 132408228348 от 05.12.2019 г.

2019 - Повышение квалификации «Непрерывное образование для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: организационные и педагогические основы инклюзивного образования», 72 часа, 25.11.19 – 13.12.19 г., Южно-Уральский государственный университет. Удостоверение о повышении квалификации № 740400025676 от 13.12.2019 г.

2020 - Повышение квалификации «Охрана труда в образовательной организации и правила оказания первой помощи», 24 часа, 23.03.2020 – 27.03.2020 г., МГПИ. Удостоверение о повышении квалификации № 132410861132 от 27.03.2020 г.

2020 - удостоверение о повышении квалификации № 132411863821 от 31 августа 2020 г., Использование электронной информационно-образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева, 24 ч., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева

2021 - удостоверение о повышении квалификации № 522412722281 от 22 декабря 2020 г., Методические подходы к формированию образовательной программы в рамках перехода на ФГОС 3++, 72 ч., НИ Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского.

2022 – Удостоверение о ПОВЫШЕНИи КВАЛИФИКАЦИИ № 132415521422 ОТ 31.01.2022 ПО ПРОГРАММЕ «психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационной практики», 72 Ч., ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА».

2022 – Удостоверение о ПОВЫШЕНИи КВАЛИФИКАЦИИ № 132415521494 ОТ 25.02.2022 ПО ПРОГРАММЕ «психолого-педагогическая помощь при эмоциональных проблемах личности», 72 Ч., ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

2023 – удостоверение о повышении квалификации № 132419787762 от 31.05.2023 г., Охрана труда в образовательной организации и правила оказания первой помощи, 24 ч., МГПУ.

Наименование направления подготовки и (или) специальности педагогического работника

Высшее образование ‒ специальность «Дефектология (Олигофренопедагогика с доп. спец. Психология)», квалификация «Учитель специальной (вспомогательной) школы. Педагог-психолог» (1995 г.).

Ученая степень ‒ кандидат психологических наук по специальности 19.00.07 – «Педагогическая психология» (2006 г.)

Ученое звание ‒ доцент по кафедре специальной и прикладной психологии (2009 г.)

Качественные и количественные методы психологического исследования


Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева