Квалификация:
Методика обучения биологии
Методика обучения географии
Основы проектной и научно-исследовательской деятельности в предметной области
Введение в профессию
Практикум по проектированию учебных занятий
Методика формирования экспериментальных умений обучающихся в условиях технопарка
Основы антропогенеза
Методы полевых географических исследований
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2016 год – Почетная грамота за многолетний труд и достигнутые успехи в профессиональной деятельности
2016 год – Благодарственное письмо Главы Республики Мордовия
2024 год – Почетная грамота Республики Мордовия за заслуги в научно-педагогической деятельности и большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов
2016 – Проект № 1846 Госзадания Минобрнауки РФ ФГБОУ ВО МГПИ на 2016 г. по теме «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».
2016 – Проект Минобрнауки РФ по теме «Решение комплексных проблем в области биологии, экологии, химии, физиологии, спортивной медицины на базе научно-образовательного центра и научно-исследовательских лабораторий» Программы стратегического развития МГПИ на 2012.
2016 – Грант на проведение НИР по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров в сетевом взаимодействии (ФГБОУ ВО ЧГПУ и ФГБОУ ВО МГПИ) по теме «Формирование биологической картины мира у обучающихся в процессе предметной подготовки» (2015 – 2016).
2020 – Якунчев М. А. Технология формирования у обучающихся умения объяснять биологический материал для достижения метапредметных результатов / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, М. А. Немойкина // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11 (2). – С. 437 – 442.
2021 – Разработка средств оценивания метапредметных результатов при обучении биологии в школе, грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию с Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, 2021 г. Объем финансирования 100 тыс. руб. (руководитель – Семенова Н. Г.).
2022 – Грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ И. Я Яковлева и МГПУ им. М. Е. Евсевьева) по теме: «Формирование функциональной грамотности обучающихся при изучении предметов естественнонаучного цикла» (руководитель).
2023 – Грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по сетевому взаимодействию (УГПУ им. И. Н. Ульянова и МГПУ им. М. Е. Евсевьева) по теме: «Обобщение учебного материала как средство формирования биологической картины мира старшеклассников» (руководитель).
2024 – Грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по сетевому взаимодействию (УГПУ им. И. Н. Ульянова и МГПУ им. М. Е. Евсевьева) по теме: «Реализация потенциала технопарка в формировании экспериментальных умений обучающихся с использованием объектов живой природы» (руководитель).
2020 – Якунчев М. А. Технология формирования у обучающихся умения объяснять биологический материал для достижения метапредметных результатов / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, И. Ф. Маркинов, М. А. Немойкина // Современные наукоемкие технологии: научный журнал. – 2020. – № 11 (2). – С. 437 – 442.
2020 – Якунчев М. А. Технология организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении биологии в школе / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Учебный эксперимент в образовании: научно-методический журнал. – 2020. – № 3. – С. 56–60.
2020 – Якунчев М. А. Методика формирования метапредметных результатов при выполнении учебно-исследовательской работы по биологии / Якунчев М. А., Н. Г. Семенова, А. И. Киселева // «Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов», Международная научно-практическая конференция «Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов», 24 ноября 2020 г.: [материалы]. – СПб: «Свое издательство», 2020. – С. 201-204.
2020 – Якунчев М. А. К проблеме формирования знаний систематического содержания в школьной биологии / / Якунчев М. А., Н. Г. Семенова, А. Д. Андреева // «Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов», Международная научно-практическая конференция «Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов», 24 ноября 2020 г.: [материалы]. – СПб: «Свое издательство», 2020. – С. 205-208.
2020 – Семенова Н. Г. Исследования структуры размещения образовательных организаций / Н. Г. Семенова / «Науки о Земле: от теории к практике (Арчиковские чтения – 2020)» г.: [материалы]. – Чебоксары : «ИД «Среда», 2020. – С. 42-46.
2020 – Якунчев М. А. Методика обучения биологии (учебное пособие) / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, А. И. Киселева. – Мордов. гос. пед. ун-т. – Саранск, 2020. – 234 с.
2021 – Якунчев, М. А. К проблеме совершенствования методики формирования цитологических и гистологических знаний при изучении биологии / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, А. И. Киселева // Учебный эксперимент в образовании. – № 1 (97). – 2021. – с. 48 – 56.
2021 – Семенова Н.Г. Экологическое образование как условие развития зелёной экономики / Н.Г. Семенова, А. В. Исаичева // Экологические чтения – 2021 : материалы ХII Национальной научно-практической конференции (с международным участием), (4-5 июня 2021 г.). Ом. гос. аграр. ун-т. – [Электронный ресурс]. – Омск : ФГБОУ ВО Омский ГАУ., 2021.
2021 – Якунчев, М. А. К проблеме формирования познавательного интереса обучающихся при изучении биологии в школе / Якунчев М.А., Гаврилюк О.Ю., Семенова Н.Г., Киселева А.И. // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2; url: http://www.science-education.ru/article/view?id=30581 (дата обращения: 12.03.2021).
2021 – Якунчев, М. А. Актуальные направления решения проблемы школьного экологического образования в контексте модели «зеленая экономика» / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. – № 1 (97). – 2021. – Вып. 71. – Ч. 3. –с. 322 – 325.
2021 – Семенова, Н. Г. Формирование умения аргументации в предметной подготовке обучающихся : монография / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, А. И. Киселева; под ред. М. А. Якунчева; Мордов. гос. пед. ун-т. – Саранск, 2021. – 150 с. (ISBN 978-5-8156-1394-2).
2021 – Семенова, Н. Г. Технология формирования физиологических понятий у обучающихся при изучении организма человека / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, Д. А. Бодрова, Ю. Ф. Капустина // Современные технологии в обучении студентов педагогического вуза и школьников естественнонаучным дисциплинам : монография / под редакцией О. А. Ляпиной ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2021. – 1 электрон. опт. диск. – С. 46 – 62.
2021 – Semenova N. Diagnostic tasks as the means of assessing meta-subject achievements of students / M. Yakunchev, N. Semenova, A. Kiseleva // AD ALTA: journal of interdisciplinary research. – 2021. – № 11/02/XXII. – Pp. 168 – 172. URL: http://www.magnanimitas.cz/ADALTA/110223/papers/A_37.pdf
2021 – Semenova N. Explanation as a learning cognition method and the stages of its development in senior students / M. Yakunchev, N. Semenova, A. Kiseleva // AD ALTA: journal of interdisciplinary research. – 2021. – № 11/02/XXII. – Pp. 163 – 167. URL: http://www.magnanimitas.cz/ADALTA/110223/papers/A_36.pdf
2021 – Семенова, Н. Г. Учебные приемы как средство формирования умения аргументации у обучающихся / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, Л. С. Капкаева, А. И. Киселева // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. –2021. – № 3 (29). – С. 114 – 121.
2021 – Семенова, Н. Г. Состояние готовности учителя к использованию объяснения для достижения планируемых результатов обучающимися / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, Т. Г. Железнова // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. –2021. – № 3 (29). – С. 121 – 126.
2021 – Семенова, Н. Г. Технология формирования метапредметного действия установления причинных связей в предметной подготовке школьников / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИО ГПА, 2021. – Вып. 72. – Ч. 1. – С. 327 – 330.
2021 – Семенова, Н. Г. Содержание учебного материала при реализации интерпретации в обучении биологии на уровне основного общего образования / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, И. Ф. Маркинов // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИО ГПА, 2021. – Вып. 71. – Ч. 4. – С. 218 –220.
2021 – Семенова, Н. Г. Характеристика уроков биологии по использованию интерпретации как метода познания живых объектов / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, И. Ф. Маркинов // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИО ГПА, 2021. – Вып. 71. – Ч. 4. – С. 220 – 223.
2022 – Семенова Н.Г., Якунчев М.А., Маркинов И.Ф., Осинин Р.В. Содержание метапредметных знаний при изучении биологии на уровне среднего общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2; URL: https://science-education.ru/article/view?id=31639 (дата обращения: 24.04.2022).
2022 – Семенова, Н. Г. Методика обучения географии: учебник / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова. – Саранск: Мордов. гос. пед. ун-т, 2022. – 186 с.
2022 – Теория и практика формирования логических универсальных учебных действий при обучении биологии в школе : монография / под общ. ред. М. А. Якунчева ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 143 с. – ISBN 978-5-8156-1251-8.
2022 – Семенова, Н. Г. Интерактивные технологии как средство повышения качества обучения школьников при изучении организма человека / Н. Г. Семенова, М. А Якунчев, А. В. Исаичева, А. С. Воеводина // Современные технологии в обучении студентов педагогического вуза и школьников естественнонаучным дисциплинам : монография / под редакцией О. А. Ляпиной ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – С. 24 – 45.
2022 – Якунчев, М. А. Проектирование учебного занятия (урока) по биологии, химии, географии, технологии в контексте компетенции «учитель основной и средней школы»: методические рекомендации для студентов к предметным методикам / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, О. А. Ляпина, Е. В. Забродина. – Саранск: Мордов. гос. пед. ун-т, 2022. – 94 с.
2022 – Якунчев, М. А. Методика обучения биологии (учебная программа и методические рекомендации дисциплины) / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова. – Саранск: Мордов. гос. пед. ун-т, 2022. – 64 с.
2022 – Семенова Н.Г. Технология проектирования индивидуальной траектории обучения / Семенова Н.Г., Якунчев М.А., Маркинов И.Ф. // Современные проблемы науки и образования: научный журнал. – 2022. – № 5. – Режим доступа: http://www. https:// https://science-education.ru/article/view?id=32043. Импакт-фактор – 0,528.
2022 – Семенова Н.Г. Проектирование индивидуальной траектории обучения для углубленного познания старшеклассниками содержания учебного материала / Семенова Н.Г., Якунчев М.А., Маркинов И.Ф. // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 7. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=49295089 Импакт-фактор – 0,400.
2022 – Семенова Н.Г. Программа изучения нервной системы животных во внеурочной познавательной деятельности обучающихся / Семенова Н.Г., Якунчев М.А., Маркинов И.Ф. // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 6. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=49023086 Импакт-фактор – 0,400.
2022 – Семенова Н.Г. Структура и содержание диагностических заданий в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся / Семенова Н.Г., Якунчев М.А., Маркинов И.Ф. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 3. – С. 122–128. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=49536207 Импакт-фактор –0,142
2022 – Семенова Н.Г. Обучающие задания для понимания старшеклассниками биологической составляющей научной картины мира / Семенова Н.Г., Якунчев М.А., Капустина Ю. Ф. // Современные проблемы науки и образования: научный журнал. – 2022. – № 5. – Режим доступа: http://www. https:// https://science-education.ru/article/view?id=32043. Импакт-фактор – 0,528.
2022 – Семенова Н.Г. Возможности детского технопарка «Кванториум» для практико-ориентированного обучения школьников / Семенова Н.Г., Якунчев М.А., Кемешева А.А., Шорина К.О. // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 11. – С. 233-238; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39427 Импакт-фактор – 0,400.
2022 – Семенова Н. Г. Изучение исходного состояния знаний старшеклассников о сущности биологической картины мира / Семенова Н. Г., Якунчев М. А., Киселева А. И., Шорина К. О. // Учебный эксперимент в образовании. – 2022. – 4 (104). – С. 89 – 97. Импакт-фактор – 0,230
2022 – Якунчев М. А. К проблеме разработки методики формирования естественнонаучной грамотностиобучающихся при изучении биологии в школе/ М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, И. Ф. Маркинов, Р. В. Осинин // Гуманитарные науки и образование . – 2022. – 4 – С. 107 - 115. Импакт-фактор – 0,650.
2023 – Якунчев М.А., Маркинов И.Ф., Семенова Н.Г., Акимова Ю.Д. Учебные задания как средство формирования опыта творческой деятельности в предметной подготовке старшеклассников // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 7. – С. 232-239;
2023 – Семенова, Н. Г. Потенциал учебного материала о биологической картине мира в формировании естественнонаучной грамотности обучающихся / Н. Г. Семенова, М. А. Якунчев, Р. В. Осинин, И. Ф. Маркинов // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 8. – С. 169-175; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39750 (дата обращения: 09.10.2023) – ИФ РИНЦ = 0,940;
2023 – Семенова, Н. Г. Практико-ориентированные задания как средство оценивания результатов подготовки обучающихся / Н. Г. Семенова, М. А. Якунчев, И. Ф. Маркинов // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 9. – С. 172-179; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39780 (дата обращения: 09.10.2023) – ИФ РИНЦ = 0,940;
2023 – Семенова, Н. Г. Практико-ориентированные задания как средство формирования профессиональных компетенций у будущего учителя в педагогическом вузе / Н. Г. Семенова, М. А. Якунчев, И. Ф. Маркинов // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 5. – С. 64 – 75. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.2305.07 – ИФ РИНЦ = 1,383;
2023 – Якунчев М. А. Виды учебных кейсов для формирования функциональной грамотности в естественнонаучной подготовке обучающихся / М. А. Якунчев, Р. В. Осинин, Н. Г. Семенова, Е. В. Журавлева // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 10. – С. 160–166; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39809 (дата обращения: 07.11.2023) – ИФ РИНЦ = 0,940;
2023 – Якунчев М. А. Учебные задания как средство формирования опыта творческой деятельности в предметной подготовке старшеклассников / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, И. Ф. Маркинов, Ю. Д. Акимова // Современные наукоемкие технологии. – № 7. – 2023. – С. 232-239. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39722 (дата обращения: 07.08.2023) – ИФ РИНЦ = 0,940;
2023 – Маркинов, И. Ф. Результаты подготовки обучающихся общеобразовательной школы к интерпретации учебного материала по биологии / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, Ю. Ф. Капустина // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 5. – С. 43 – 52 – ИФ РИНЦ = 1,383
2023 – Якунчев М.А. Обобщение как средство активизации познавательной деятельности в предметной подготовке обучающихся / М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, И. Ф. Маркинов // Гуманитарные науки и образование. – № 3. – 2023. – С. 106 – 113 – ИФ РИНЦ = 1,162;
2023 – Маркинов, И. Ф. Результаты опытно-экспериментальной работы по обучению интерпретации в курсе школьной биологии / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта : РИО ГПА, 2023. – Вып. 80. – Ч. 2. – С. 204 – 207 – ИФ РИНЦ = 0,783;
2023 – Семенова Н. Г. Дизайн вводного урока изучения эволюционного материала для формирования у обучающихся биологической картины мира / Н. Г. Семенова, М. А. Якунчев, И. Ф. Маркинов // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2023. – Вып. 80. – Ч. 2. – С. 298 – 301 – ИФ РИНЦ = 0,783;
2023 – Якунчев М. А. Формирование умений анализировать учебный материал в предметной подготовке обучающихся / М.А. Якунчев, Н.Г. Семенова, И.Ф. Маркинов, Р. В. Осинин // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – – № 6; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33119 (дата обращения: 13.12.2023).– ИФ РИНЦ = 1,006;
2023 – Якунчев М. А. Характеристика компонентов методики обучения интерпретации в биологической подготовке обучающихся общеобразовательных организаций / М.А. Якунчев, И.Ф. Маркинов, Н.Г. Семенова, Ю. Ф. Каменева // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 7. – С. 107 – 116. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32107 (дата обращения: 07.12.2023). – ИФ РИНЦ = 1,006
2024 – Семенова, Н. Г. Экспериментальные умения при изучении организма растений в условиях детского технопарка / Н. Г. Семенова, М. А. Якунчев, А. А. Кемешева // Сибирский педагогический журнал. – 2024. – № 3. – С. 18 – 28; URL: http://sp-journal.ru/journal/2024-3 (дата обращения: 05.09.2024);
2024 – Семенова, Н. Г. Характеристика компонентов методики обучения интерпретации в биологической подготовке обучающихся общеобразовательных организаций / Н. Г. Семенова, И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Ю. Ф. Каменева // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 1; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33187 (дата обращения: 06.06.2024);
2024 – Семенова, Н. Г. Формирование умения обучающихся обобщать учебный материал при изучении биологии в 8-м классе / Н.Г. Семенова, И. В. Волкова // Актуальные проблемы биологии, химии, географии и технологии: сборник научных статей по материалам II Всероссийской молодежной научной конференции (с элементами научной школы), 23 ноября 2023 г. / редколлегия: Н. А. Дуденкова (отв. ред.), М. В. Лабутина, О. А. Ляпина ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – С. 132–137. – ISBN 978-5-8156-1712-4.
2006 год – 2015 год – лаборант кафедры зоологии и экологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева;
2015 год – 2017 год – ассистент кафедры биологии, географии и методик обучения Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева;
2015 год – 2021 год – старший преподаватель кафедры биологии, географии и методик обучения Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева;
2015 год – 2016 год – заместитель декана естественно-технологического факультета Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева;
2021 год – по настоящее время – доцент кафедры биологии, географии и методик обучения Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева;
2018 - Профессиональная переподготовка по программе «Преподаватель высшей школы», 920 ч., г. Саранск, МГПИ, 2018 г. Диплом о профессиональной переподготовке №1132407203508
2022 – Удостоверение о повышении квалификации № 772413438409 от 08 ноября 2022 г., Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего, 72 ч., Московский педагогический государственный университет Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина Ярославский государственный педагогический университет К. Д. Ушинского.
2022 – Удостоверение о повышении квалификации № 132415521604 от 04 апреля 2022 г., Эффективные методы и приемы подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ по биологии, 72 ч., Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева.
2023 – Удостоверение о повышении квалификации № 7150000265887 от 22 мая 2023 г., Функциональные возможности федеральной государственной информационной системы "Моя Школа" и ее применение в образовательном процессе, 24 ч., Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации, г. Москва
2024 – Удостоверение о повышении квалификации № 130400004561, 2024 г., «Формирование экологической культуры у обучающихся общеобразовательной организации», 72 часов, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»;
2024 – Удостоверение о повышении квалификации № 133103876998, 2024 г., «Охрана труда в образовательной организации и правила оказания первой помощи», 16 часов, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»;
Специальность «Биология» с дополнительной специальностью «Химия»
Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А
Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50
Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81
Приемная комиссия :
Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90
ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
Email : general@mordgpi.ru
© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева