-
First slide

Шукшина Татьяна Ивановна


  • Ученый совет
  • Факультеты / Факультет педагогического и художественного образования / Кафедра педагогики
  • Ректорат
  • Подразделения / Журнал "Гуманитарные науки и образование"
Должность:
  • проректор по научной работе
  • профессор
Учёная степень: доктор педагогических наук
Учёное звание: профессор
Уровень образования: высшее образование
(8342) 33-92-53
Приемные часы:
  • вторник - пятница - 14.00-16.00
Общий стаж работы (лет): 43
Стаж работы по специальности (лет): 32

Квалификация:

  • филолог, преподаватель русского языка и литературы

Шукшина Татьяна Ивановна родилась в п. Торбеево Торбеевского района Мордовской ССР.

В 1976 году окончила Зубово-Полянское педагогическое училище Мордовской АССР по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы»; в 1981 г. – Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева по специальности «Русский язык и литература»; в 1991 г. – факультет подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования при Мордовском Ордена Дружбы народов госуниверситете имени Н.П. Огарева по специальности «Психолог-социолог»; в 1995 г. – очную аспирантуру Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева и защитила кандидатскую диссертацию «Основные этапы создания учебной литературы для мордовских школ (60-е годы XIX века – 30-е годы XX века)»; в 2004 г. − очную докторантуру Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, где защитила докторскую диссертацию «Становление и развитие региональной системы общего среднего образования в Мордовии в 20-80-е гг. XX в.».

Работает в Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева с 1991 года. В 1998 году решением Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации присвоено ученое звание доцента по кафедре научных основ образования; в 2007 году приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки присвоено ученое звание профессора по кафедре педагогики. Стаж научно-педагогической работы в должности профессора составляет 15 лет.

Преподаваемые дисциплины

Общая педагогика

история педагогики и образования

Награды

1986 год – Значок Министерства просвещения РСФСР «Отличник народного образования»;

2007 год – Нагрудной знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»;

2012 год – Почетное звание «Почетный работник науки и техники РФ»;

2012 год – Медаль «За заслуги. В ознаменование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского Государства»;

2013 год – Почетная грамота Президиума координационного совета Российского союза научных и инженерных общественных организаций «За большой вклад в развитие высшего образования и создание системы подготовки педагогических кадров в Республики Мордовия»;

2016 год – Почетная грамота Государственного собрания Республики Мордовия;

2017 год – Почетная грамота Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева;

2017 год – Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Республики Мордовия»;

2017 год – Благодарность Главы городского округа Саранск;

2019 год – Почетная грамота Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева;

2019 год – Звание Почетного профессора Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева;

2020 год – Медаль «За заслуги в развитии истории педагогики» имени З. И. Равкина (Решение Бюро НС от 28 августа 2020 года);

2022 год – Нагрудной знак «За верность профессии» (Приказ Минпросвещения России № 98/н от 16 июня 2022 года).

Участие в грантах и проектах

2002 – грантополучатель программы РГНФ.

2003 – научный руководитель грантов Министерства образования РФ и Правительства РМ.

2005 - 2006 – научный руководитель грантов Правительства РМ.

2009 - 2012 – руководитель проектов в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 гг.: «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании»(2009-2011 гг.); «Организационно-техническое обеспечение проведения международной молодежной конференции «Евсевьевские чтения»» (2012г.).

2010 - 2011 – руководитель проекта в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2009-2011 гг. «Проектирование гуманитарных технологий воспитания личности в поликультурном образовательном пространстве».

2012 - 2013 – государственное задание вузу на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в части проведения научно-исследовательских работ «Исследование стратегий воспитания культурно-продуктивной личности в современном образовательном пространстве».

2018 - 2020 – руководитель гранта РФФИ «Методология, теория и технологии практико-ориентированной подготовки в условиях инновационной образовательной среды вуза».

2019 - 2021   Руководитель гранта РФФИ «Исследование проблемы формирования художественно-эстетической компетенции будущего учителя в образовательном процессе вуза»

2020 - «Научно-педагогическая школа как фактор повышения кадров высшей квалификации» (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, руководитель – Т. И. Шукшина, 2020)

2022 – Государственное задание «Формирование практико-ориентированной системы подготовки педагога-исследователя в вузе» (№073-03-2022-154/2).

2022 – Грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию  (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический университет) по теме «Научная школа как фактор формирования  исследовательской компетентности будущего педагога» (руководитель проекта).

2023 – Государственное задание на выполнение научной темы «Разработка научно-методического обеспечения использования цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества вожатых».

2023 – Грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию  (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический университет) по теме «Наставничество в системе подготовки научно-педагогических кадров» (руководитель проекта).

Научно-методические труды

2020 - Shukshinа T. I. The Multilingual Personality Formation of a Future Teacher through the Interactive Cognitive Strategies / Babushkina L. E., Bagramova N. V., Shukshinа T. I. // International Journal of Educational Methodology. – 2020. – Volume 6. – Issue 1. – Page 147 - 152.

2020 - Shukshinа T. I. Training a specialist in the field of upbringing for designing an individual route / Shukshina, T.I., Buyanova, I.B., Gorshenina, S.N., Neyasova, I.A., Serikova L.A. // Ad Alta : Journal of Interdisciplinary Research. – Vol. 10. – Issue 1. – Special XI. –2020. – P. 59–62.

2020 - Shukshinа T. I. Scientific and pedagogical school of professor E.G. Osovsky: establishment and developmental prospects / Shukshina, T.I., Buyanova, I.B., Zamkin P.V., Averyanova I.I. // Ad Alta : Journal of Interdisciplinary Research. – Vol. 10. – Issue 1. – Special XI. –2020. – P. 87–90.

2020 - Шукшина, Т.И. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в процессе педагогической практики / Т. И. Шукшина, Е. Е. Афонина // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 1(106). – С. 8 – 11.

2020 - Шукшина, Т.И. Критерии эффективности формирования полилингвальной личности будущих педагогов на основе практико-ориентированного подхода / Л.Е. Бабушкина, Т.И. Шукшина // KANT. – 2020. – № 2(35). – С. 181 – 185.

2020 - ШУКШИНА, Т.И. Реализация практико-ориентированных заданий как условие эффективности дидактической подготовки будущего учителя / Т.И. Шукшина, Ж. А. Каско // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – № 4. – С. 121 – 124.

2020 - ШУКШИНА, Т.И. Применение практико-ориентированных оценочных средств в подготовке будущего педагога / Шукшина Т.И.,  Горшенина С. Н., Буянова И. Б. // Гуманитарные науки и образование. – 2020. – Т. 11. – № 4 (44). – С. 25 – 30.

2020 - ШУКШИНА, Т.И. Педагогические условия формирования готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ  Шукшина Т.И., Янкина О. Е. // Гуманитарные науки и образование. – 2020. – Т. 11. – № 4 (44). – С. 112 – 119.

2020 - ШУКШИНА, Т.И. Способы преодоления дидактических затруднений будущих учителей в процессе прохождения педагогической практики / Шукшина Т.И., Каско Ж. А. // Гуманитарные науки и образование. – 2020. – Т. 11. – № 2 (42). – С. 103 – 110.

2020 - ШУКШИНА, Т.И. Особенности практико-ориентированной подготовки будущего учителя в цифровой образовательной среде педагогического вуза / Шукшина Т.И., Каско Ж. А., Рыжов Д. В. // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 6(111). – С. 22 – 26.

2020 - ШУКШИНА, Т.И. Practice-oriented approach in fostering value orientations of future teachers in the field of life safety / Shukshina T.I., Karpova E. E., Buyanova I. B., Gorshenina S. N.,  Neyasova I. A. // Asia Life Sciences. The Asian International Journal of Life Sciences. – 2020 – Supplement 23. – Vol.29. –  No.1. – P. 251 – 261.

2020 - ШУКШИНА, Т.И. Конкурсы исследовательских достижений в системе профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры / Шукшина Т.И., Замкин П. В., Мирошкин В. В. // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 12. – С. 25 – 27.

2020 - ШУКШИНА, Т.И. Практико-ориентированная подготовка будущих учителей физической культуры к формированию компетенции социального взаимодействия / Шукшина Т.И., Бородулин П. С., Неясова И. А. // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 12. – С. 19 – 21.

2020 - ШУКШИНА, Т.И. Технология проведения государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (на примере Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева») / Шукшина Т.И., Горшенина С. Н., Замкин П. В. // Практико-ориентированная подготовка педагога: теория и технологии : монография / под ред.: Т. И. Шукшиной ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2020. – 1 электрон. опт. диск. . – ISBN 978-5-8156-1284-6. – Тираж 500 экз.  – Текст : электронный.

2020 - Теория и практика формирования дидактической компетентности будущего педагога в процессе самостоятельной работы : монография / Ж. А. Каско, Т. И. Шукшина ; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск : РИЦ МГПИ, 2020. – 1 электронный опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1221-1. – Тираж 500 экз. – Текст : электронный.

2021 – Шукшина, Т. И. Кейс-технология в организации исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры/ М. В. Антонова, Т. И. Шукшина, П. В. Замкин, Ю. А. Демяшкина // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 2. – С. 105–107.

2021 – Shukshina, T. I. Fostering artistic and aesthetic competence of a future teacher through teaching internship/ D. V. Ryzhov, T. I. Shukshina // Ad Alta : Journal of Interdisciplinary Research. – 2021. – Vol. 11. – Issue 2. – Special XXIII. – P. 47–51.

2021 – Shukshina, T. I. Supplementary general education program “artistic and aesthetic competence of a future teacher”: implementation results/ D. V. Ryzhov, T. I. Shukshina // Ad Alta : Journal of Interdisciplinary Research. – 2021. – Vol. 11. – Issue 2. – Special XXIII. – P. 16–20.

2021 – Shukshina, T. I. Instilling the ideas of morality in junior schoolchildren/ L. A. Serikova, I. B. Buyanova, S. N. Gorshenina, I. A. Neyasova, T. I. Shukshina // Ad Alta : Journal of Interdisciplinary Research. – 2021. – Vol. 11. – Issue 2. – Special XXIII. – P. 114–117.

2021 – Shukshina, T. I. Special features of social development of the older preschool children in a provinсial social environment/ I. A. Neyasova, T. I. Shukshina, N. G. Spirenkova, S. N. Gorshenina // Ad Alta : Journal of Interdisciplinary Research. – 2021. – Vol. 11. – Issue 2. – Special XXIII. – P. 138–141.

2021 – Shukshina, T. I. The use of digital educational environment in overcoming teacher's didactic difficulties/ T. I. Shukshina, Zh. A. Kasko, S. N. Gorshenina // Ad Alta : Journal of Interdisciplinary Research. – 2021. – Vol. 11. – Issue 2. – Special XXIII. – P. 198–201.

2021 – Shukshina, T. I. Acquisition of social experience by junior schoolchildren in a provincial social environment/ I. A. Neyasova, T. I. Shukshina, S. N. Gorshenina, L. A. Serikova, I. B. Buyanova // Ad Alta : Journal of Interdisciplinary Research. – 2021. – Vol. 11. – Issue 2. – Special XXIII. – P. 189–192.

2021 – Shukshina, T. I. Results of a pilot study on didactic difficulties of a modern teacher/ Shukshina T. I., Kasko Zh. A., Laptun V. I.// Ad Alta : Journal of Interdisciplinary Research. – 2021. – Vol. 11. – Issue 2. – Special XXIII. – P. 202–205.

2021 – Shukshina, T. I. Basic department of the pedagogical university in the conditions of research-oriented training/ T. I. Shukshina, P. V. Zamkin, Zh. A. Kasko, L. V. Zemlyachenko // Ad Alta : Journal of Interdisciplinary Research. – 2021. – Vol. 11. – Issue 2. – Special XXIII. – P. 262–265.

2021 – Шукшина, Т. И. Электронное учебно-методичское пособие как средство повышения уровня дидактической подготовки будущего учителя/ Т. И. Шукшина, Ж. А. Каско, О. И. Бирюкова // Гуманитарные науки и образование. – 2021. – Т. 12. – № 1 (45). – С. 96–101.

2021 – Shukshina, T. I. Digital tools in foreign languages training in order to student’s polylingual personality formation/ T. I. Shukshina, L. E. Babushkina, S. Merzouk // Гуманитарные науки и образование. – 2021.– Т. 12. – № 3 (47). – С. 126–132.

2021 – Шукшина, Т. И. Кафедра педагогики Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева: история и современность/ Т. И. Шукшина, В. И. Лаптун, С. Н. Горшенина // Гуманитарные науки и образование. – 2021. – Т. 12. – № 4 (48). – С. 118–127.

2021 – Шукшина, Т. И. XV Международная научно-практическая конференция Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения»/ Т. И. Шукшина, И. И. Аверьянова // Гуманитарные науки и образование. – 2021. – Т. 12. – № 4 (48). – С. 164–165.

2021 – Шукшина, Т. И. Практико-ориентированная подготовка студентов в условиях деятельности базовых кафедр (на примере Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева)/ М. В. Антонова, Д. В. Жуина, Т. И. Шукшина // Известия Российской академии образования. – 2021. – № 1–2 (54)  – С. 30–39.

2021 – Шукшина, Т. И. Варламов Степан Захарович/ Т. И. Шукшина, Е. Г. Осовский // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. – 2021. – № 4(60). – С. 154–155.

2022 – Shukshina, T. I. Potencial da tecnologia de caso na formação da competência de pesquisa dos alunos em aprendizagem orientada à prática/ T. I. Shukshina, Yu. A. Demyashkina, P. V. Zamkin, I. I. Averyanova, G. G. O. Zeynalov // Revista on line de Política e Gestão Educacional. – 2022. – Vol. 26. – Special Issue2. – P. E022058.

2022 – Shukshina, T. I. The Role of Academic Departments in Organizing Students' Scientific Research Work in Psychological and Pedagogical Classes/ T. I. Shukshina, Z. A. Kasko, S. N. Gorshenina, T. Y. Grosheva // International Journal of Early Childhood Special Education. – 2022. – Vol. 14. – Issue 1. –  P. 357-362.

2022 – Shukshina, T. I. Preparação de estudantes universitários pedagógicos para a organização de práticas de educação/ T. I. Shukshina, S. N. Gorshenina, I. B. Buyanova, I. A. Neyasova, L. A. Serikova // Revista Tempos E Espaços Em Educação. – 2022. – Vol. 15. – n. 34.  – P.  e17221.

2022 – Шукшина, Т. И. Модель формирования продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании/ Т. И Шукшина., И .А Неясова, С. Н. Горшенина, Л. А. Серикова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – Т. 27. – № 5. – С. 1152-1160.

2022 – Шукшина, Т. И. Сущность и структура прикладных исследовательских компетенций педагога/ Т. И. Шукшина, П. В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. – 2022. – Т. 13. – № 4 (52). – С. 27–34.

2022 – Шукшина, Т. И. Создание и развитие психолого-педагогических классов в регионе/ Т. И. Шукшина, А. С. Прончатова // Глобальный научный потенциал. – 2022. – № 12 (141). – С. 43-48.

2022 – Шукшина, Т. И. Научная школа в педагогическом вузе как форма подготовки педагогов-исследователей/ Т. И. Шукшина, И. И. Аверьянова // Педагогический журнал – 2022. – Т. 12. – № 6-2. –  С. 724-733.

2023 – Шукшина, Т. И. Особенности освоения социального опыта детьми старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума/ Т. И. Шукшина, И. А. Неясова, С. Н. Горшенина, Л. А. Серикова // Глобальный научный потенциал. – 2023. – № 1 (142). – С. 31-34.

2023 – Шукшина, Т. И. Формирование готовности к самовоспитанию обучающихся в дополнительном образовании: постановка проблемы/ Т. И. Шукшина, А. В. Барцайкин // Глобальный научный потенциал. – 2023. – № 1 (142). – С. 14-18.

2023 – Шукшина, Т. И. Результаты диагностики прикладных исследовательских компетенций у студентов педагогических направлений подготовки и педагогов общеобразовательных организаций/ Т. И. Шукшина, П. В. Замкин, Ю. А. Демяшкина, А. В. Дудникова // Гуманитарные науки и образование. – 2023. – Т. 14. – № 1 (53). – С. 26-33.

2023 – Шукшина, Т. И. Педагогические условия формирования познавательной самостоятельности дошкольников/ Т. И. Шукшина, Т. Ю. Грошева // Гуманитарные науки и образование. – 2023. – Т. 14. – № 3 (55). – С. 100-105.

2023 – Шукшина, Т. И. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов (из опыта деятельности базовых кафедр Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева)/ Т. И. Шукшина, М .В. Антонова, Д. В. Жуина // Педагогический журнал Башкортостана. – 2023. – № 2 (100). – С. 56-65.

2023 – Шукшина, Т. И. Формирование духовно-нравственных ценностей будущих педагогов во взаимодействии вуза с региональным культурным пространством/ Т. И. Шукшина, Л. А. Серикова // Педагогика. – 2023. – Т. 87. – № 9. – С. 60-67.

2023 – Шукшина, Т. И. Проблема профессиональных дефицитов вожатых в условиях цифровой трансформации образования/ Т. И. Шукшина, П. В. Замкин, С. Н. Горшенина // Глобальный научный потенциал. – 2023. – № 11 (152). – С. 212-218.

2023 – Шукшина, Т. И. Вторая Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора С. Н. Чистяковой «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени» (к 80-летию Российской академии образования)/ Т. И. Шукшина, И. Г Алехина.// Гуманитарные науки и образование. – 2023. – Т. 14. – № 4(56). – С. 163-165.

Трудовая деятельность

1991 год – 1993 год – старший преподаватель кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

1993 год – 1995 год – аспирант Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

1995 год – 1996 год – старший преподаватель кафедры научных основ образования Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

1996 год – 2001 год – доцент кафедры научных основ образования Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

2001 год – 2004 год – учеба в докторантуре Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

2004 год – 2005 год – доцент кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

2005 год – 2007 год – профессор кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева;

2005 год – 2022 год – зав. кафедрой педагогики Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева;

2008 год – по настоящее время – проректор по научной работе Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке педагогического работника (при наличии)

2023 – удостоверение о повышении квалификации № 463876 от 17.11.2023 г. «Актуальные проблемы образовательной деятельности преподавателя вуза», 36 ч., Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань.

2023 – удостоверение о повышении квалификации № 322796 от 13.10.2023 г. «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы», 36 ч., Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань.

2024 – удостоверение о повышении квалификации № 13310387047 от 26.02.2024 г., «Охрана труда в образовательной организации и правила оказания первой помощи», 16 ч., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск.

2024 – удостоверение о повышении квалификации № 133103877067 от 27.02.2024 г. «Менеджмент в образовании», 72 ч., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск.

Наименование направления подготовки и (или) специальности педагогического работника

Русский язык и литература

Психолог-социолог



Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева