-
First slide

Основные направления научно-исследовательской работы


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НИР В 2019 г.

Для концентрации усилий коллектива института научная деятельность осуществляется, в основном, по 20 тематическим направлениям научно-исследовательской деятельности:

 1. Теоретические основы и технологии формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе вузовского образования

2. Научно-методическое обеспечение дошкольного, начального и общего среднего образования.      

3. Информатизация образования

4. Инновационные технологии в преподавании языка и литературы      

5. Интегрированное обучение в современной системе образования

6. Управление образовательными системами

7. История образования и педагогической мысли в мордовском крае, России и Российском Зарубежье

8. Философия науки и образования

9. Психологическое сопровождение современного образования

10. Литература народов Среднего Поволжья и Приуралья

11. Этнокультурная и этноконфессиональная толерантность, противодействие экстремизму

12. История, археология и этнография народов Урало-Поволжья

13. Исследование адаптационных процессов в биологических и экологических системах

14. Биология и экология растений

15. Физика процессов в электронных, ионных и полупроводниковых приборах, их пользование в учебном эксперименте

 16. Теоретическое изучение поглощения электромагнитного излучения в низкоразмерных системах

17. Прикладная математика

18. Химия синтетических индольных и пирролохинолиновых систем

 

19. Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в педагогическом вузе

ятельности». 

20. Методология, теория и практика музыкального и художественного образования

 

1. Теоретические основы и технологии формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе вузовского образования

НИР «Методология, теория и технологии практико-ориентированной подготовки в условиях инновационной образовательной среды вуза»

Руководитель НИР: Т. И. Шукшина, д-р пед. наук, профессор.

Цель: обоснование, проектирование технологии практико-ориентированной подготовки в условиях инновационной образовательной среды вуза.

Основные результаты: определены сущностные характеристики научно-методического обеспечения практико-ориентированной подготовки педагога в условиях многоуровневого сетевого взаимодействия. Научно-методическое обеспечение представляет собой комплекс мер, направленных на достижение целевых образовательных результатов практико-ориентированной подготовки педагога через разработку, экспериментальное апробирование и реализацию компетентностных целей и задач (ценностно-целевой компонент), содержания обучения (программные, учебно и научно-методические материалы – содержательный компонент); проектирование оптимальной структуры, логики и этапности организации и управления образовательным процессом, его методического сопровождения (структурно-функциональный и организационно-управленческий компоненты); профессионализацию образовательной среды вуза, внедрение эффективных форм и методов (процессуальный компонент), а также нормативно-правового регулирования (нормативно-правовой компонент) практико-ориентированной подготовки педагога в условиях многоуровневого сетевого взаимодействия вуза и организаций системы образования.

Выявлены и обоснованы педагогические условия практико-ориентированной подготовки педагога (реализация компетентностно-деятельностного подхода в процессе практико-ориентированной подготовки; обеспечение сетевого партнерства между образовательными организациями; модульное построение основной профессиональной образовательной программы; привлечение практических работников и ведущих специалистов по направлениям подготовки, а также формирование системы наставничества, в рамках которой обеспечивается тесное взаимодействие ученых и педагогов-практиков по формированию профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза; организация многопозиционной системы отношений между субъектами образовательного взаимодействия в период практики; использование интерактивных форм при организации практики в условиях сетевого взаимодействия; открытость оценочных процедур, реализация уровневой модели оценки сформированности образовательных результатов педагогов).

Разработаны и внедрены новые формы, компетентностно-ориентированное содержание и образовательные технологии, учебно-методические материалы (модульное построение основной профессиональной образовательной программы с учетом запросов региональных субъектов образования, обеспечивающее овладение студентами соответствующими профессиональными действиями (трудовыми функциями); учебно-профессиональные задания на основе реальных педагогических ситуаций и проблем, созданные в соответствии с базовыми принципами и стандартами Ворлдскиллс; контекстные практикумы и тренажеры, оценочные средства, информационные и учебно-методические базы данных; соруководство и выполнение ВКР по заказу региональных субъектов образования; наставничество и сопровождение при освоении способов самостоятельного выполнения трудовых действий с последующим обсуждением их результативности; организация и проведение мастер-классов, проблемных педагогических семинаров, круглых столов с участием администрации, работодателей, педагогов образовательных организаций и студентов и др.).

Разработаны программы встроенных рассредоточенных и долгосрочных практик, организуемых на площадках базовых кафедр в школах и дошкольных образовательных организациях. Организация практик осуществлена концентрированным и встроенным рассредоточенным способами. Замысел встроенности состоит в том, что компетентностно-ориентированные задания практики определяются теоретическим разделом модуля, они выполняются в реальном учебном процессе образовательной организации. Концентрированная практика организуется с отрывом от учебных занятий, в содержательном аспекте обобщает, углубляет на новом уровне сформированные профессиональные компетенции и трудовые действия.

Определены организационно-управленческие механизмы и нормативно-правовое обеспечение практико-ориентированной подготовки педагогических кадров на основе профессионального стандарта в условиях регионального образовательного кластера. Организационной формой сетевого взаимодействия вуза и субъектов системы образования стал региональный базовый центр педагогического образования. Деятельность базового центра педагогического образования направлена на повышение качества практико-ориентированной педагогической подготовки в вузе, создание оптимальных условий для непрерывного профессионально-личностного роста выпускников педагогического вуза на основе консолидации ресурсов и усилий региональных субъектов образования, анализа, обобщения и диссеминации передового педагогического опыта, внедрения эффективных механизмов продуктивного взаимодействия образовательных организаций всех уровней. В рамках сетевого взаимодействия открывается возможность выстроить обратные связи, позволяющие максимально учитывать современные тенденции развития педагогической науки, потребности образовательной практики, запросы работодателей, педагогической общественности, родителей, обучающихся. Развитие сетевого взаимодействия в формате базового центра педагогического образования способствует укреплению статуса педагогического образования и его главного носителя – педагогического вуза в целостном образовательном пространстве региона, усиление его генерирующей роли в выработке инновационных идей, моделей и практик педагогической деятельности. Таким образом, создаются условия опережающей подготовки педагогических кадров, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда.

Полученные результаты представлены: в двух монографиях; одной статье, опубликованной в журнале, входящем в базу данных WoS; в четырех статьях, опубликованных в журналах, входящих в зарубежную базу данных Scopus; одиннадцати статьях, опубликованных в российских журналах, входящих в перечень ВАК Минобрнауки РФ; девятнадцати статьях, изданных по материалам международных и всероссийских научно-практических форумов и конференций; одном сборнике по материалам международной научно-практической конференции; двух базах данных, получивших государственную регистрацию в ФИПС «Роспатент».

 

НИР «Преемственность в обучении математическим дисциплинам школьников и студентов бакалавриата»

Руководитель НИР: Л.С. Капкаева, д.п.н., профессор.

Цель: разработка методических аспектов реализации преемственности в обучении математическим дисциплинам школьников и студентов бакалавриата.

Основные результаты: рассмотрены вопросы организации поисково-исследовательской деятельности учащихся по алгебре и началам математического анализа в условиях профильной школы, разработаны методические аспекты формирования функционально-графических умений и

геометрического метода решения алгебраических задач в условиях преемственности обучения в школе и вузе

По итогам 2019 г. подготовлены 6 учебных пособий, 2 статьи журналах, входящих в реестр ВАК, 1 статья в журнале, входящем в РИНЦ, 1 статья в материалах международных научно-практических конференций.

 

НИР «Формирование учебно-познавательной компетенции бакалавров педагогического образования в процессе самостоятельной работы»

Руководитель НИР: Т. В. Татьянина, кандидат педагогических наук, доцент.

Цель: создание и апробация модели формирования учебно-познавательной компетенции бакалавров педагогического образования в процессе самостоятельной работы.

Приоритетным направлением НИР является разработка критериев и показателей для отслеживания динамики формирования учебно-познавательной компетенции бакалавров педагогического образования в процессе самостоятельной работы.

По итогам 2019 г. опубликовано статей по итогам научно-практических конференций – 2.

 

НИР «Информационно-образовательная среда как средство формирования дидактической компетентности будущего учителя в процессе самостоятельной работы»

Руководитель НИР: Каско Ж. А., к. п. н., доцент кафедры педагогики.

Цель: выявление и теоретическое обоснование возможностей информационно образовательной среды в формировании дидактической компетентности будущего учителя в процессе самостоятельной работы.

Приоритетным направлением НИР является: практические аспекты формирования дидактической компетентности будущего учителя в процессе самостоятельной работы.

Основные результаты: определение возможностей информационно образовательной среды в формировании дидактической компетентности будущего учителя в процессе самостоятельной работы.

В 2019 г. подготовлены 3 статьи в научных журналах индексируемых в базе данных Scopus; 1 глава в коллективной монографии, 3 статьи в журналах, индексируемых РИНЦ.

 

НИР «Лингводидактические основы формирования межкультурной коммуникативной компетенции будущего учителя»

Руководитель НИР: Л. Е. Бабушкина, канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и методик обучения.

Цель: обоснование необходимости в расширении лингводидактических основ формирования межкультурной коммуникативной компетенции будущего учителя за счет включения учебных материалов с межкультурным компонентом в практику преподавания дисциплины «Иностранный язык» и использования в учебном процессе интерактивных педагогических технологий

Приоритетным направлением НИР является разработка концепции лингводидактических основ формирования межкультурной коммуникативной компетенции будущего учителя; установление общих и специфических закономерностей лингводидактических основ формирования межкультурной коммуникативной компетенции будущего учителя; определение сущности понятия «межкультурная коммуникативная компетенция будущего учителя»; выявление специфики лингводидактических основ формирования межкультурной коммуникативной компетенции будущего учителя; определение эффективности лингводидактических основ формирования межкультурной коммуникативной компетенции будущего учителя. Полученные научные данные будут способствовать комплексному и междисциплинарному осмыслению лингводидактических основ формирования межкультурной коммуникативной компетенции будущего учителя.

Основные результаты: опубликована 1 статья в журнале из перечня ВАК.

Полученные данные могут применяться при организации теоретических и эмпирических исследований лингводидактических основ формирования межкультурной коммуникативной компетенции будущего учителя.

 

НИР: «Модель подготовки будущего педагога к проектированию воспитательных программ в условиях модернизации образования»

Руководитель НИР: О. Е. Янкина, ст. преподаватель кафедры иностранных языков и методик обучения.

Цель проекта: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальное апробирование модели подготовки будущего педагога к проектированию воспитательных программ в условиях модернизации образования.

Приоритетным направлением НИР является: изучение вопросов профессиональной подготовки будущего педагога к решению актуальных задач в области воспитания, к проектированию воспитательных программ.

Основные результаты: в ходе проведенного исследования проанализирован и систематизирован педагогический опыт в области воспитания, технологий, форм организации воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений, представленный в современной педагогической науке, определены и обоснованы сущностные характеристики проектирования как компонента профессиональной подготовки будущего педагога в вузе, определена специфика воспитательных программ как вида педагогического проектирования. Разработана и частично апробирована модель подготовки будущего педагога к проектированию воспитательных программ, выделены педагогические условия формирования готовности студентов педагогического вуза к проектированию воспитательных программ.

Результаты исследования отражены в публикации 2 статей в журналах, входящих в перечень ВАК РФ.

 

НИР «Разработка практико-ориентированных заданий для формирования готовности студентов к осуществлению проектной деятельности на уроке иностранного языка»

Руководитель НИР: Л. А. Лазутова, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков и методик обучения.

Цель проекта – выявление, обоснование и экспериментальная проверка эффективности разработанных практико-ориентированных заданий для формирования готовности студентов к осуществлению проектной деятельности при обучении иностранному языку.

Задачи исследования:

В результате исследования был проанализирован педагогический опыт в области современных форм организации проектной деятельности при обучении иностранному языку в современной педагогической науке, определены и обоснованы сущностные характеристики проектной деятельности; разработаны и внедрены в практику преподавания практико-ориентированные задания, обосновывающие необходимость их использования для формирования готовности студентов к осуществлению проектной деятельности.

Основные результаты: опубликовано 3 статьи в журналах из перечня ВАК. Полученные результаты могут применяться преподавателями вузов, учителями, магистрантами, студентами в практике преподавания иностранных языков в школе.

 

НИР «Акмеологическое сопровождение процесса становления карьеры студента вуза»

Руководитель НИР: Д. В. Жуина, к.психол.н., доцент, доцент кафедры специальной и прикладной психологии.

Цель: психолого-акмеологическое сопровождение процесса становления карьеры субъектов образовательного пространства педагогического вуза; создание условий для профессионального и личностного развития человека.

Приоритетным направлением НИР является: научно-исследовательская, научно-методическая и практическая деятельность.

Членами исследовательской группы в 2019 году подготовлено:  1 монография, 1 сборник информационно-методических материалов, 1 база данных методических рекомендаций к самостоятельной работе студентов по психологическим дисциплинам (свидетельство о гос. регистрации № 2019620189 от 29.01.2019 г.); 1 статья в журнале из базы данных Scopus; 4 статьи в журналах  ВАК; 3 статьи в научно-методическом журнале. 

Организовано и проведено: Всероссийский конкурс психологических программ «Профессиональная перспектива», 11–15 февраля 2019 г. Приказ № 216 от 07.02.2019 г.; IX Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии» с элементами научной школы для молодых ученых, 22 ноября 2019 г. Приказ № 2109 от 25.09.2019 г.; Конкурс студенческих научных докладов, 18 апреля 2019 г. Приказ № 871 от 12.04.2019 г.

Подана и выиграна заявка на сетевой грант МГПИ-ЮуГГПУ. Тема проекта: «Постдипломное сопровождение выпускников вуза» (руководитель – Жуина Д.В.).

Оказаны услуги населению по психологическому консультированию специалиста для детей различного возраста и родителей (индивидуальное консультирование) на базе Акмеологического центра; услуги по организации и проведению обучающих семинаров, мастер-классов на базе общеобразовательных учреждений Республики Мордовия и Приволжского федерального округа.

 

 2. Научно-методическое обеспечение дошкольного, начального и общего среднего образования.

 НИР «Формирование профессиональных компетенций современных педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов»

Руководитель НИР: Н. В. Кузнецова, к.п.н.,  доцент.

Цель: проведение научных и научно-методических исследований проблем формирования профессиональных компетенций современных педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов.

По итогам 2019 года подготовлено: 1 коллективная монография, состоящая из 6 глав, 2 главы монографий, изданных в других вузах, 17 статей в журналах, входящих в реестр ВАК; 2 статьи в зарубежном издании; 3 учебных пособия, 8 учебно-методических пособий, 9 тест-тренажеров, 1 издание материалов для самостоятельной работы студентов, 1 практикум, 11 изданий для организации работы со школьниками, проведена 1 студенческая всероссийская научно-практическая конференция «Учитель нового века: взгляд молодого исследователя»; издан 1 сборников научных трудов по материалам студенческой конференции «Учитель нового века: взгляд молодого исследователя», издано более 70 студенческих статей, проведен межрегиональный семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования).

 

НИР «Образование и воспитание дошкольников и младших школьников в условиях поликультурного региона»

Руководитель НИР: И. Г. Рябова, к.п.н.,  доцент.

Основной целью НИР лаборатории является проведение научных и научно-методических исследований проблем образования и воспитания дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды региона и внедрение инновационной модели воспитания в практику работы дошкольных образовательных организаций и общеобразовательной школы.

По итогам 2019 г. подготовлено 2 монографии, 1 учебное пособие; 1 методическое пособие, 20 статей, включенных в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), из них 14 статей, опубликованных в журналах ВАК; 1 методические рекомендации; 1фонд 1 публикация в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus 1- Web of Science; 6 статей в сборниках материалов и докладов на конференциях.

 

НИР «Дополнительное образование детей средствами искусства в условиях поликультурного региона»

Руководитель НИР: Карпушина Л.П., д.п.н.

Участники НИР (Карпушина Л. П.; Ю. В. Величко, С. Е. Планова, Л. Г. Паршина, И. С. Кобозева, Т. А. Козлова, О. В. Милицина, Т. А. Шутова, М. П. Миронова, С. В. Шишкина, С. В. Шишкина, Н. И.Чинякова, Ю. Н. Соколова, Т. А. Ломакина).

Программа, фонд, проект, в рамках которого финансируется исследование: исследование проводилось в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева).

Цель: разработать теоретическое и научно-методическое обеспечение реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях поликультурного региона.

Приоритетным направлением НИР является: разработка педагогических основ и научно-методического обеспечения реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях поликультурного региона.

Основные результаты: разработаны педагогические теоретико-методические основы дополнительного образования дететй средствами искусства в условиях поликультурного региона; изданы статьи в журналах, рекомендуемых ВАК, индексируемых в базе Web of Science.

Полученные данные могут применяться: в сфере дополнительного образования детей средствами искусства.

По итогам 2019 г. подготовлено 13 статей в журналах, входящих в реестр ВАК; 1 статья, индексируемая в базе Web of Science.

 

 НИР «Инновационные технологии в обучении физике»

Руководитель НИР: Х. Х. Абушкин, к.п.н., профессор, заведующий кафедрой физики и методики обучения физике.

Цель: исследование вопросов совершенствования преподавания физики в общеобразовательной и высшей профессиональной школе с использованием современных средств и методов обучения.

По итогам 2019 г. опубликовано статей по итогам научно-практических конференций – 2.

 

НИР «Исследование содержания биологического образования в общеобразовательной школе, методик и технологий его усвоения обучающимися»

Руководитель НИР: М. А. Якунчев, д.п.н., профессор.

Цель: исследование содержания общего биологического образования, его методического и технологического сопровождения, этнокультурного компонента профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза, а также обеспечения вузовских курсов учебно-методическими материалами.

Осуществлялись научные проекты:

Тема: «Методика организации урока общеметодологической направленности при изучении предметов естественнонаучного цикла» (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (руководитель – М. А. Якунчев). Объем финансирования всего 145 000 руб.

Исследовательским коллективом в 2019 году подготовлено: 1 методические рекомендации, 1 учебное пособие, зарегистрирована база данных, 5 статей в журналах, входящих в реестр ВАК; 2 статьи в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science, 1 статья в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus, 29 статей в сборниках конференций.

 

НИР «Научно-методическое обеспечение и организация системы подготовки бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Химия»

Руководитель НИР: Н. В. Жукова, кандидат химических наук, доцент.

Цель: повышение уровня обеспеченности дисциплин химической направленности научно и учебно-методическими материалами, соответствующими современным требованиям многоуровневой системы высшего педагогического образования. Выявление и разработка эффективных механизмов совершенствования профессиональной компетенции будущего учителя химии в области организации и осуществления предметного обучения в аспекте требований ФГОС к образовательным результатам обучающихся.

Приоритетным направлением НИР является: разработка, экспертиза, издание и внедрение в образовательный процесс научно и учебно-методических материалов, повышающих обеспеченность дисциплин химической направленности для бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование»; разработка научно-методического обеспечения использования современных образовательных технологий деятельностного типа, адекватными поставленным целям обучения химии, а также знакомство с современными УМК и видами образовательных ресурсов по химии, методическими аспектами их использования при организации обучения химии и подготовки к государственной итоговой аттестации; публикация результатов исследования в научных изданиях.

По итогам 2019 уч. г. Подготовлены, 1 база данных; публикации в изданиях, включенных в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) 8 статей, 1 статья в журналах, входящих в реестр ВАК

 

3. Информатизация образования

НИР «Совершенствование системы непрерывного педагогического образования в условиях развития единого информационно-образовательного пространства»

Руководитель НИР: А. А. Зубрилин

Цель: изучение условий подготовки педагогов к работе в единой информационно-образовательной среде и ее эффективному применению в своей профессиональной деятельности.

Научная новизна состоит в совершенствовании системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в условиях развития единой информационно-образовательной среды на всех уровнях – среднего, высшего и дополнительного педагогического образования с задействованием электронного обучения. Это позволит реализовать качественную подготовку педагогических кадров в области использования информационно-образовательной среды в профессиональной деятельности, подготовить на качественном уровне кадры.

Полученные результаты отражены в 10-ти главах коллективных монографий, двух статьях журналах Scopus, двух учебно-методических пособиях, 9-ти статей журналах перечня ВАК РФ, 34 статьях РИНЦ.

Студентами совместно с преподавателями написано 3 статьи в журналах перечня ВАК, 24 статьи РИНЦ; индивидуальных статей: две в журналах перечня ВАК, 51 – РИНЦ. На конкурсы различных уровней подано 25 работ, победителями и призерами стали 11 студенческих работ (13 студентов). Подано 6 студенческих заявок на гранты.

 4. Инновационные технологии в преподавании языка и литературы

 НИР «Региональная модель языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов в образовательном пространстве школы»

Руководитель НИР: Л. В. Василькина, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания русского языка.

Цель: разработка педагогической модели языковой и социокультурной адаптации на территории Республики Мордовия детей мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Основные результаты: создание авторского механизма повышения квалификации учителей русского языка, ведущих занятия в российских и иностранных школах, разработан электронно-образовательный ресурс по программам дополнительного образования в системе дистанционного обучения Moodle.

По итогам 2019 г. – 2 статьи в журнале ВАК РФ, публикации в изданиях, включенных в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

 

НИР «Методика формирования у студентов навыков и умений текстовой деятельности (на материале функционально-смысловых типов речи)»

Руководитель – Водясова Л. П., доктор филологических наук, профессор кафедры родного языка и литературы.

Работа выполнена в рамках проекта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева и ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева»).

Цель: формирование навыков и умений лингвистического анализа текста, его воспроизведения и порождения собственного речевого произведения заданной функционально-стилевой и функционально-смысловой отнесенности. Предмет исследования – описание принципов работы по формированию навыков лингвистического анализа, умений воспроизведения текста и порождения собственного речевого произведения на материале функционально-смысловых типов речи (ФСТР).

Приоритетным направлением НИР является: совокупность научно-методических положений, являющихся основанием для разработки учебно-программных, учебно-методических материалов для использования в образовательной практике вуза; комплекс учебно-программных, учебно-методических материалов, использование которых обеспечит у студентов разных профилей формирование навыков и умений текстовой деятельности на материале функционально-смысловых типов речи.

Основные результаты: разработаны приемы и методы лингвистического анализа текста, воспроизведения и порождения собственного текста, которые могут применяться в педагогическом вузе при обучении студентов; определена методика формирования определенных навыков и умений, позволяющая успешно повышать уровень профессионального общения на родном, неродном и иностранном языке; разработана система упражнений целевого назначения, т. е. единый комплекс, направленный на интенсификацию и оптимизацию формирования речевой профессиональной компетенции обучающихся.

Полученные результаты исследований определяются возможностью их использования для совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей, а также их последующей переподготовки.

Результаты исследования использованы при создании учебной и учебно-методической литературы («Введение в региональную этнолингвистику», «Тиринь кель: Морфология = Родной язык: Морфология», «Тиринь кель: Синтаксис = Родной язык: Синтаксис», «Актуальные проблемы лингводидактики», «Сравнительно-сопоставительное языкознание»), изложены в 3 научных статьях журналов ВАК РФ, 5 статьях по итогам международных и всероссийских конференций.

 

НИР «Актуальные проблемы методологии изучения русской и зарубежной литературы»

Руководитель НИР: Е. А. Жиндеева, доктор филол. наук, профессор.

Цель: исследование отечественной художественной словесности в ее диахроническом и синхроническом аспектах; разработка теоретических и методических основ анализа художественного текста; изучение литературных и общекультурных процессов Западной Европы и Америки.

Исследовательским коллективом в 2019 году подготовлено: 2 статьи в журналах из перечня ВАК, 1 база данных, 9 статей в сборниках по итогам конференций и т.д.

 

НИР «Теория лингвистики и методическое прогнозирование»

Руководитель НИР: А. А. Ветошкин, к. фил. н., доцент.

Цель: исследование новых направлений в теории и практике преподавания иностранных языков в педагогическом вузе.

Исследовательским коллективом в 2019 году подготовлено:  3 главы в коллективных монографиях, 3 статьи WoSc. 2 статьи Scopus, 10 статей в журналах, входящих в реестр ВАК; 1 статья в зарубежном издании; 1 словарь, 1 сборник научных трудов, 1 база данных.

 

НИР: «Когнитивно-дискурсивные особенности языкового выражения концептов, образующих концептосферу «Безопасности, в английском и русском языках»

Руководитель НИР: Л. В. Варданян, к.ф.н.,  доцент.

Цель работы: выявить и описать особенности языкового выражения концептов, образующих концептосферу Безопасности, на материале текстов, представляющих различные типы дискурса в английском и русском языках.

В результате исследования были выявлены и описаны когнитивно-дискурсивные особенности языкового выражения концептов, образующих концептосферу Безопасности, в английском и русском языках.

По результатам исследования опубликованы: 1 монография, 1 статья в рецензируемом журнале, индексируемом в базе Web of Science, 2 статьи в журналах из перечня ВАК.

 

НИР «Система языковой и социокультурной адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза»

Руководитель: О. А. Романенкова, канд. пед. наук, доцент.

Цель: разработка и описание путей успешного преодоления языкового барьера при адаптации иностранных студентов к российской образовательной среде.

Приоритетным направлением НИР является изучение путей совершенствования профессионально-педагогической компетенции студентов-иностранцев, совершенствование дальнейшей теоретической и практической разработки методов формирования у студентов-инофонов профессиональных лингвистических и методических умений.

1. Языковой барьер – это страх неправильно заговорить на иностранном языке, страх совершить ошибку, показаться глупым, смешным. Языковой барьер представляет трудность в общении не только для передающих информацию, но и для получающих ее, что выражается в непонимании и неверном истолковании передаваемых сообщений.

2. Практика показывает, что специалисты, в чьи обязанности входит помощь в преодолении языкового барьера иностранными студентами, имеют в лучшем случае смутное представление о природе данного явления, не владеют соответствующими методиками.

3. Данное исследование имеет целью разработку и описание условий успешного преодоления языкового барьера при адаптации иностранных студентов к российской образовательной среде, а также разработку практических рекомендаций для успешного преодоления языкового барьера при адаптации иностранных студентов к российской образовательной среде.

Основные результаты:

- описаны проблемы преодоления языкового барьера при адаптации студентов-иностранцев к российской образовательной среде;

- охарактеризованы лингвистические и психологические причины возникновения языкового барьера;

- разработаны практические рекомендации для снятия языкового барьера и укрепления коммуникативных навыков студентов-иностранцев.

Полученные данные могут применяться в практике обучения студентов-иностранцев по основным профессиональным образовательным программам педагогического образования. Специфика разработанных материалов позволяет студентам применять формируемые умения и навыки не только в образовательной, но и в моделируемой профессионально-ориентированной деятельности. Результаты научно-исследовательской деятельности в дальнейшем могут быть использованы любыми организациями высшего профессионального образования при разработке собственных моделей подготовки студентов-иностранцев.

По итогам исследования опубликовано: 1 монография, 23 статьи в изданиях, включенных в РИНЦ: 12 статей в научно-методическом журнале «Гуманитарные науки и образование», 3 статьи.

 

5. Интегрированное обучение в современной системе образования
НИР «Теория и практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в современной системе образования»

Руководитель НИР: Н. В. Рябова, д.п.н., доцент, зав. кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии.

Цель: проведение научных и научно-методических исследований в области обучения и воспитания  детей с ограниченными возможностями развития в современной системе образования.

Исследовательским коллективом в 2019 году подготовлено: 52 научных работы, а именно: 2 монографии, 2 сборника материалов конференций, 15 статей в изданиях, включенных в РИНЦ (кроме изданий перечня ВАК), 29 статей в журналах из перечня ВАК, 2 статьи в зарубежных научных журналах, входящих в систему Web of Science,  статьи в зарубежных научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus; 4 учебно-методических работы, а именно: 3 учебных пособия, 1 учебно-методическое пособие; 6 тренажеров, 1 база данных. На базе института и образовательных организаций РМ проведено 10 научных мероприятия, в которых приняли участие 299 человек; приняли участие в работе 32 конференций, семинаров, конкурсов различных уровней, которые проходили на базе других организаций (общее число участников составило – 12 человек).

 

6. Управление образовательными системами

НИР «Управление педагогическим вузом в условиях цифровизации образовательной среды»

 Руководитель НИР: Н.Р. Куркина, д.э.н., доцент, зав. кафедрой менеджмента и экономики образования.

Цель: изучение возможностей цифровой образовательной среды как инструмента повышения эффективности управления образовательной организацией.

Основные результаты НИР: Определены роль и значение педагогического вуза в развитии цифровой экономики в современном российском обществе; представлены ключевые управленческие подсистемы педагогического вуза с позиций цифровизации; обоснованы ключевые направления стратегического развития педагогического вуза в условиях цифровизации образовательной среды.

Исследовательским коллективом подготовлено в 2019 году: 2 сборника научных трудов, в том числе 1 - по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Студенческий научный форум – 2019» (отв. ред. Н. Р. Куркина, Ю. А. Шукшина, О. А., Семенова), 1 - по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Управление, образование, экономика: вызову и перспетивы » (отв. ред. Н. Р. Куркина, Ю. А. Шукшина, О. А., Семенова), 2 монографии, 1 статья в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science (Куркина Н.Р.), 9 статей в журналах, входящих в Перечень ВАК Минобрнауки России; опубликовано 5 наименований учебно-методических изданий; зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 3 электронных учебно-методических пособия, зарегистрировано в Роспатенте 1 объект интеллектуальной собственности (база данных); проведены Всероссийская научно-практическая конференция «Управление, образование, экономика: вызовы и перспективы» (апрель 2019, Саранск), Международная научно-практическая конференция «55-е Евсевьевские чтения» (март 2019). С целью вовлечения студентов в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Студенческий научный форум – 2019» (май 2019, Саранск).

 

7. История образования и педагогической мысли в мордовском крае, России и Российском Зарубежье

 НИР «Образование и педагогическая мысль в мордовском крае и Поволжье»

Руководитель НИР: В. И. Лаптун, канд. ист. наук, доцент.

Цель – воссоздание и актуализация истории образования и просвещения в мордовском крае и Поволжском метарегионе.

Исследовательским коллективом в 2019 году подготовлено: 1 статья в журнале Scopus, 1 статья в журналах, входящих в реестр ВАК Минобрнауки России.

 

НИР «Система русского образования и воспитания детей и подростков эмиграции «первой волны» как фактор развития национального самосознания молодежи»

Руководитель НИР: Кудряшова С. К., к. п. н., доцент кафедры педагогики.

Цель: представить процесс национального образования и воспитания детей в условиях эмиграции; раскрыть роль национальной системы воспитания и образования в развитии русского самосознания подрастающего поколения; выявить факторы становления и условия свертывания системы национального образования и воспитания. Осмыслить взгляды педагогов и философов Российского Зарубежья, разработать целостную концепцию национального образования, а также обозначить их участие в разработке содержания и методики образования и воспитания в русских эмигрантских школах.

Исследовательским коллективом подготовлено: статьи по материалам международной научно-практической конференции.

 

8. Философия науки и образования

 НИР  «Методология гуманитарного знания» и «Методологические основы концепции устойчивого развития»

В рамках этого направления функционирует две исследовательские школы: «Методология гуманитарного знания», «Методологические основы концепции устойчивого развития».

Руководители школ: «Методология гуманитарного знания» – доктор филос. наук, профессор Е. А. Мартынова; «Методологические основы концепции устойчивого развития» – доктор филос. наук, профессор Г. Г. Зейналов.

Цель работы научного направления: провести целостный, концептуальный социально-философский анализ основных общеобразовательных программ педагогического образования и обоснование положения о необходимости их перестройки на ценностных основаниях гуманизма в целях формирования социально успешной личности; рассмотреть современные общетеоретические подходы к проблеме: гуманитарные основания парадигмы образования; разработать концептуальные основы процесса организации социогуманитарного образования в пространстве педагогического вуза и показать его влияние на формирование профессиональной успешной личности будущего специалиста; создать и апробировать модель формирования профессиональной успешной личности будущего специалиста в процессе изучения социогуманитарных дисциплин; раскрыть технологию формирования профессиональной успешной личности будущего специалиста в процессе изучения социогуманитарных дисциплин на основе тесного взаимодействия теоретической, практической и нравственно-психологической подготовки специалиста; выявить и обосновать социокультурные условия эффективного формирования профессиональной успешной личности будущего специалиста в процессе изучения социогуманитарных дисциплин; определить основные критерии и показатели уровня сформированности компетенций профессиональной успешной личности будущего специалиста в процессе изучения социогуманитарных дисциплин.

По итогам 2019 г. подготовлено 3 монографии, 2 главы в монографиях, 4 учебно-методических пособия, 1 дополнительная образовательная программа, 1 методический материал для организации самостоятельной работы студентов, 1 практикум; 27 публикаций в изданиях, включенных в РИНЦ; 17 статей в журналах, входящих в реестр ВАК; 1 публикации в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science; 2 публикация в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus; 12 публикаций в сборниках, материалов докладов на конференциях; 1 база данных; 0 статья в зарубежном издании; защищены 0 кандидатские диссертации; проведена Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Актуальные проблемы науки и образования. Кемкинские чтения», 15-16 мая 2019 г. Приказ № 1046 от 26.04.2019 г.; издано 1 сборник научных трудов и т. д.

 

9. Психологическое сопровождение современного образования

 НИР «Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования и пути их решения»

Руководитель НИР: Ю.В. Варданян, доктор пед. наук, профессор

Цель проекта: обосновать и апробировать систему теоретико-методологических положений, обеспечивающих исследование психолого-педагогических проблем непрерывного образования и путей их решения средствами психологической диагностики, психологического просвещения и профилактики, психолого-педагогического сопровождения процесса развития индивидуальных и групповых субъектов образования.

Основные результаты:

1) Созданы психолого-педагогическая модель и программа профилактики эмоционального выгорания педагогов на основе принципов адаптации профилактической работы к имеющимся потребностям и ресурсам, диверсификации общих и адресных мероприятий с учетом сформированности симптомов эмоционального выгорания педагогов, психолого-педагогической направленности профилактической работы (в т. ч. собраны эмпирические данные, на основе изучения которых создана характеристика особенностей профессиональной деятельности и личности педагогов, ведущие к эмоциональному выгоранию; обоснована психолого-педагогическая модель профилактики эмоционального выгорания современного педагога; разработан и апробирован фонд научно-методических ресурсов и процедур их применения для обеспечения процесса апробации модели профилактики эмоционального выгорания современного педагога и ее внедрения); разработанные научно-методические ресурсы будут востребованы администрацией образовательных организаций, научно-методической и мониторинговой службами органов управления образованием для повышения эффективности процесса управления качеством психолого-педагогического сопровождения педагога и профилактики риска возникновения его эмоционального выгорания;

2) обоснованы и охарактеризованы современные технологии развития коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей (осуществлен аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей; выявлен исходный уровень сформированности коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей; теоретически обоснована и экспериментально апробирована программа тренинга, направленная на развитие коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей); полученные данные могут применяться педагогами-психологами и психологами в социальной сфере в организации и осуществлении деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

3) обоснованы и апробированы психолого-педагогические условия применения психологического тренинга профессионального самоопределения старшеклассников (осуществлен аналитический обзор научной и учебно-методической литературы по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников; теоретически обоснована и экспериментально апробирована программа психологического тренинга, направленного на активизацию профессионального самоопределения старшеклассников); разработанные психолого-педагогические условия могут применяться преподавателями вузов и студентами в процессе преподавания и изучения психологических дисциплин; педагогами-психологами общеобразовательных учреждений в процессе организации профориетационной работы;

4) охарактеризованы особенности развития психологической безопасности студентов вуза в Интернет-среде (осуществлен аналитический обзор научной и учебно-методической литературы по проблеме психологической безопасности студентов вуза в Интернет-среде; проведено исследование психологической безопасности студентов вуза в Интернет-среде; теоретически обоснована и экспериментально апробирована программа профилактики нарушения психологической безопасности студентов вуза в Интернет-среде); полученные данные могут применяться преподавателями вузов в процессе разработки и преподавания психологических дисциплин, осуществления воспитательной работы;

5) выделены и раскрыты особенности развития позитивных межличностных отношений студентов, их готовности к деловому общению и сотрудничеству, профилактики проявления профессиональных заблуждений на материале освоения психологических дисциплин (на основе анализа психолого-педагогической литературы осуществлено теоретическое обоснование путей развития позитивных межличностных отношений студентов, развития готовности студентов к деловому общению и сотрудничеству, профилактики возникновения и развития профессиональных заблуждений; проведено исследование межличностных отношений и общения студентов; обоснована возможность развития позитивных межличностных отношений и конструктивного общения студентов в процессе освоения психологических дисциплин, обоснованы направления развития прогностической компетенции будущих педагогов и педагогов-психологов в рамках профилактики возникновения профессиональных заблуждений), информация о которых может применяться преподавателями вузов.

Исследовательским коллективом в 2019 году подготовлено и издано: 2 главы в коллективных монографиях; 72 публикации в изданиях, включенных в Российский индекс научного цитирования, в т. ч. 16 статей в журналах, входящих в реестр ВАК; 2 статьи в зарубежных изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus; зарегистрированы 5 баз данных.

 

10. Литература народов Среднего Поволжья и Приуралья

НИР «Актуальные проблемы финно-угорских литератур и фольклора».

Руководитель – Налдеева О. И., д-р филол. наук, профессор кафедры родного языка и литературы. Участники НИР – Азыркина Елена Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры родного языка и литературы; Акашкин Михаил Михайлович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры родного языка и литературы; Маскаева Светлана Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры родного языка и литературы.

Цель: исследование путей развития, способов, приемов взаимосвязей и взаимовлияний литератур Поволжья и Приуралья; реализация культурологической модели изучения литератур и фольклора народов Поволжья и Приуралья в рамках школьного и вузовского образования.

Приоритетным направлением НИР является: определение национальной специфики развития современных литератур финно-угорского народа, выявление типологических аналогий между художественными текстами, конструирование общего смыслового пространства финно-угорских литератур и фольклора, апробация результатов исследования в научных и научно-методических изданиях.

Основные результаты НИР: выявлены историко-культурные предпосылки взаимодействия, взаимоотношений и взаимосвязей финно-угорских литератур, описаны традиции и инновации в эволюции мордовской литературы, ее межнациональные и поликультурные истоки; изучены пути развития, взаимосвязи и взаимовлияние финно-угорских литератур Поволжья и Приуралья конца XIX – XXI вв.; предложена культурологическая модель изучения литератур Поволжья и Приуралья в рамках школьного и вузовского образования; описаны пути реализации культурологической модели изучения литератур Поволжья и Приуралья в рамках школьного и вузовского образования; на базе филологического факультета создана «Этнокультурная студия».

Полученные данные могут применяться: оОбобщение, анализ и систематизация результатов исследований могут внести свои коррективы в обновление методологии и методики сравнительно-типологического исследования литератур Поволжья и Приуралья; предложенные методические рекомендации могут быть использованы на уроках и во внеурочной работе по литературе в школе; при совершенствовании программ, учебников, методических пособий для учителей с учетом регионального компонента; на занятиях по теории и методике преподавания русской и родной литературы в институтах повышения квалификации.

По итогам 2019 г. изданы: 1 монография, 3 учебно-методических пособия, 18 статей, в том числе:   4 – в изданиях, входящих в реестр ВАК, 18 – в научных журналах, входящих в базу РИНЦ.

 

11. Этнокультурная и этноконфессиональная толерантность, противодействие экстремизму

 НИР «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма в системе российского образования»

Руководитель НИР: А. В. Мартыненко, д.и.н., профессор кафедры отечественной и зарубежной истории и методики обучения.

Цель: разработка системы научно-методических мероприятий по профилактике и противодействию распространения экстремизма и ксенофобии в системе российского образования.

Исследовательским коллективом в 2019 году опубликовано: 1 монография, 3 статьи в научных изданиях, входящих в перечень ВАК Минобрнауки РФ, проведен международный форум.

 

НИР «Культурный диалог в полиэтничном пространстве»

Руководитель НИР: В. В. Мирошкин, к. истор. н., доцент кафедры всеобщей истории.

Цель: изучение на примере Республики Мордовии исторического опыта межкультурного взаимодействия народов России.

Исследовательским коллективом в 2019 году подготовлено: 2 статьи в журнале из б/д WoS и 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

 

12. История, археология и этнография народов Урало-Поволжья

 НИР «Этнические и социокультурные процессы в Поволжском регионе: история и современность»

Руководитель НИР: Беляева Н. Ф., д. и. н., профессор кафедры отечественной и зарубежной истории и методики обучения.

Цель: анализ этнических и социокультурных процессов в Поволжском регионе в их историческом развитии и современном состоянии.

Приоритетным направлением НИР является: проведение теоретических и прикладных исследований, направленных на гармонизацию этнического и социокультурного развития региона.

Исследовательский коллектив в 2019 году подготовил: 1 статью в издании, индексируемом в базе данных Web of Science, 2 статьи в журналах из перечня ВАК РФ, 7 научных статей в российских сборниках по материалам конференций; оформил 5 заявок на участие в конкурсах грантов РФФИ; принял участие в 7-х научно-практических конференциях. Организована и проведена в ноябре 2019 г. Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах».

 

НИР «Мордовские племена накануне Великого переселения народов»

Руководитель НИР: В. В. Гришаков, к. и. н., доцент кафедры отечественной и зарубежной истории и методики обучения.

Цель: исследование социально-экономического и этнокультурного развития мордовских племен в III – VII вв. Приоритетным направлением НИР является: изучение погребального инвентаря и обряда, их классификация и создание хронологии памятника в контексте современной европейской хронологической схемы, анализ социальных, хозяйственных и этнокультурных процессов, происходивших в Окско-Сурском междуречье в финале раннего железного века.

Исследовательский коллектив в 2019 году подготовил 2 статьи в российских журналах из перечня ВАК РФ.

 

НИР «Модернизационные процессы в экономике, общественно-политической и социокультурной сферах Мордовии в XIX – ХХI веках»

Руководитель НИР: Т. Д. Надькин, д. и. н., доцент, профессор кафедры отечественной и зарубежной истории и методики обучения.

Цель: исследование общих и особенных черт экономического и общественно-политического развития, положения в социокультурной сфере российских регионов на примере Мордовии в ХIХ – начале XXI вв.

Исследовательский коллектив в 2019 году подготовил: 1 монографию, 1 учебное пособие, 1 статью в издании, индексируемом в базе данных Web of Science, 4 статьи в журналах из перечня ВАК, 7 научных статей в российских сборниках по материалам конференций; оформил 3 заявки на участие в конкурсах грантов РФФИ.

Результаты научно-исследовательской работы коллектива апробированы в 2019 г. в ходе очного и заочного участия в 6 международных, всероссийских и иных научно-практических конференциях.

 

13. Исследование адаптационных процессов в биологических и экологических системах

 НИР «Исследование адаптационных процессов в биологических системах»

Руководитель НИР: О. С. Шубина, профессор.

Цель: исследование адаптационных процессов в биологических системах под действием природных, антропогенных факторов на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях.

По итогам 2019 г. опубликовано: 2 учебных пособий, 2 учебно-методических пособия, 3 статьи в журналах, входящих в реестр ВАК; 1 статья в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus, 5 статей в сборниках, материалы докладов на конференциях.

 

14. Биология и экология растений

 НИР «Морфология растений»

Руководитель НИР: А. Ю. Горчакова, к. биол. н., доцент, доцент кафедры биологии, географии и методик обучения.

Цель: комплексное изучение биоморфологии и экологии растений лесостепной зоны Среднего Поволжья.

Приоритетным направлением НИР является: использование современных (в том числе компьютерных) технологий и методов при анализе жизненных форм, биологии и экологии растений.

Материалы исследований применяются в настоящее время в практике преподавания курсов «Ботаника», «Растительный мир Мордовии» и составлении учебных пособий в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева».

Осуществлялись научные проекты:

Тема: «Мониторинг качества окружающей среды с помощью растений-биоиндикаторов» (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет) (руководитель – М. В. Лабутина). Объем финансирования всего 270 000 руб.

По итогам 2019 г. исследовательским коллективом подготовлено 6 учебных пособия, 6 статьи в журнале, входящем в реестр ВАК; 1 статья в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus, 14 статей в сборниках конференций, проведен Межвузовский семинар «Биоморфология растений Республики Мордовия», 24 октября 2019 г.

 

15. Физика процессов в электронных, ионных и полупроводниковых приборах, их пользование в учебном эксперименте

 НИР «Исследование физических процессов в электронных, ионных и полупроводниковых приборах, направленных на совершенствование конструкции и технологии приборов, а также их использование в демонстрационном эксперименте»

Руководитель НИР: А. В. Куренщиков, к.т.н., доцент, доцент кафедры физики и методики обучения физике

Цель: проведение фундаментальных и теоретических исследований влияния натрия на эмиссионную активность оксидного катода; изучение процессов диффузии и десорбции ионов натрия через оболочки разрядных трубок натриевых ламп высокого давления в зависимости от структуры керамических оболочек; исследование процессов пробоя разрядного промежутка, выбор оптимальной конструкции и режимов работы релаксатора.

Исследовательским коллективом в 2019 году подготовлено: 1 статья в журнале, входящем в базу Scopus.

 

16. Теоретическое изучение поглощения электромагнитного излучения в низкоразмерных системах

 НИР «Исследование магнитного момента в низкоразмерных системах»

Руководитель НИР: В. В. Карпунин, к.ф.-м.н., доцент кафедры физики и методики обучения физике.

Цель: исследование магнитного отклика квантовой проволоки эллиптического сечения, нахождение явного аналитического выражения для спектра и волновых функций электрона в проволоке; получение выражения для магнитного отклика электронного газа в проволоке, используя подход, основанный на нахождении классической статсуммы; нахождение зависимости отклика от величины и направления магнитного поля. Исследование магнитного момента однослойного графенового кольца; получение аналитического выражения для магнитного момента как функции магнитного поля.

Исследовательским коллективом в 2019 году подготовлено: 2 статьи в журнале из перечня ВАК РФ; 2 статьи в сборниках по итогам конференций.

 

17. Прикладная математика

 НИР «Математическое моделирование внутренних поперечных волн в вязкой жидкости, вызванных колебанием пористых тел»

Руководитель НИР: Тактаров Н. Г., доктор физико-математических наук, профессор.

Цель: построение и исследование математических моделей распространения внутренних поперечных волн в вязкой жидкости, вызванных колебанием погруженных в нее цилиндрических и сферических пористых тел.

Основные результаты: исследовано распространение поперечных волн в вязкой жидкости, вызванных вращательно-колебательным движением цилиндрического пористого тела вокруг своей оси; исследовано влияние поступательного колебания пористого шара, погруженного в вязкую жидкость, на движение этой жидкости внутри и вне пористого шара; исследовано влияние вращательно-колебательного движения пористой сферической оболочки с непроницаемым твердым ядром, погруженной в вязкую жидкость, на движение этой жидкости внутри и вне пористого тела. Полученные результаты имеют практическую и теоретическую значимость, являясь новыми разделами гидродинамики.

Исследовательским коллективом в 2019 году подготовлено: 1 статья в журналах, входящих в реестр ВАК, 1 монография, 1 статья в сборнике трудов конференции. В рамках реализации научного направления выполнялся сетевой грант с Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом. Защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности 01.02.05 – Механика жидкости, газа и плазмы на тему «Математическое моделирование колебательных движений вязкой жидкости, контактирующей с пористой средой» в диссертационном совете Д 212.165.10, созданном на базе ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород, 6 июня 2019 г. Автору диссертации (Н. А. Храмовой) Приказом ВАК № 1043/нк от 31.10.19 г. присуждена ученая степень кандидата физико-математических наук.

 

18. Химия синтетических индольных и пирролохинолиновых систем

 Химия синтетических индольных и пирролохинолиновых систем

Руководитель НИР: С. А. Ямашкин, д. хим. н., профессор кафедры химии, технологии и методик обучения.

Цель: проведение экспериментальных работ, направленных на получение пирролохинолинов на основе замещенных аминоиндолов, исследование биологической активности синтетических пирролохинолиновых систем.

Основные результаты: результатами научного исследования являются новые методы синтеза, неописанных в литературе конденсированных трициклических азотсодержащих гетероциклов на основе замещенных аминоиндолов. Систематическое изучение реакционной способности различно замещенных аминоиндолов в процессах образования пирролохинолинов, азепиноиндолов позволило дополнить концепцию направленного аннелирования пиридинового кольца к индольному бициклу в зависимости от структурных, электронных, стерических факторов, что даст возможность для ведения направленно управляемого синтеза конденсированных трициклических структур со строго определенным сочленением колец. Изучена противомикробная активности фторзамещенных пирролхинолинов.

По итогам 2019 года подготовлено к публикации: 1 статьи в журнале, входящих в реестр ВАК; опубликованы 2 статьи в сборниках материалов научно-практических конференций.

 

19. Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в педагогическом вузе

 НИР «Теоретико-методические и медико-биологические основы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в педагогическом вузе»

Руководитель НИР: В.П. Власова, д.мед.н., доцент.

Цель: Исследование и разработка теоретико-методических основ подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

В 2019 году по результатам научно-методической деятельности исследовательским коллективом подготовлены: 1 учебник, 5 учебных пособий, 1 учебно-методическое пособие, 29 статей в изданиях, включенных в Российский индекс научного цитирования (16 из них – в журналах ВАК), 8 статей в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus, 95 статей в сборниках по материалам научно-практических конференций.

18 студенческих работ были поданы на конкурсы различного уровня, 3 из них вошли в число победителей и призеров.

 

НИР «Формирование здорового образа жизни детей и подростков в процессе занятий физической культурой и овладение основами безопасности жизнедеятельности».

Руководитель НИР: Е. А. Якимова, канд. биол. наук, доцент.

Цель: разработка теоретико-методологических основ и научно-методическое обеспечение формирования здорового образа жизни детей и подростков в процессе занятий физической культурой и овладения основами безопасности жизнедеятельности.

Исследовательским коллективом в 2019 году подготовлены: 1 монография; 3 учебных пособия; 2 учебно-методических пособия. Изданы: 1 автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук; 1 сборник материалов Всероссийской конференции; 1 сборник научных трудов; 1 сборник научных трудов на электронном носителе. По результатам выполненных работ опубликованы: 62 статьи в изданиях, включенных в Российский индекс научного цитирования (6 из них – в журналах из перечня ВАК); 8 статей – в других российских научных журналах; 3 статьи в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus; 32 статьи в сборниках по материалам научно-практических конференций различного уровня.

26 студенческих работ было подано на конкурсы различного уровня, 9 из них вошли в число победителей и призеров.

 

20. Методология, теория и практика музыкального и художественного образования

 НИР «Непрерывное музыкальное образование».

Руководитель НИЛ: И. С. Кобозева, д. п. н., профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки.

Цель: разработка теоретико-методологических и научно-методических основ непрерывного музыкального образования.

В условиях развития современного общества одной из главных задач образования является повышение его качества. Эта ориентация в системе музыкального образования нуждается в научном и научно-методическом обосновании, так как на данный момент она требует обновления. Результаты НИР направлены на научное и научно-методическое обеспечение этого процесса, в том числе, в условиях педагогического вуза. Разработка данной проблематики позволит значительно повысить уровень подготовки конкурентоспособных педагогов-музыкантов, обладающих общекультурными и профессиональными компетенциями, способных решать профессиональные задачи в социокультурной сфере.

Основные результаты: определены методологические основания, разработаны концепция и модель региональной системы непрерывного музыкального образования; исследованы современные эффективные подходы к организации просветительской деятельности педагога-музыканта в культурно-образовательном пространстве региона, к учебно-концертной подготовке обучающихся в музыкальном образовании, к личностному культурному развитию студентов педагогического вуза средствами коммуникативных технологий и духовной музыки; разработано научно-методическое обеспечение подготовки будущего педагога-музыканта в вузе.

Основные результаты: участие в конференциях на базе МГПИ, других вузов РФ (гг. Москва, Ростов н/Д, Чебоксары, Томск и др.) и за рубежом (США. Казахстан), в межсетевых и внутривузовских проектах; организовано и осуществлено руководство месячной научной стажировкой преподавателей ЯрГПУ доцента Ю. Б. Волеговой ст. преп. Н. В. Тепловой; реализованы дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Технологии формирования музыкально-исполнительской культуры в учреждениях дополнительного образования» и дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Инструментально-исполнительское искусство».

Организованы и проведены: Всероссийский с международным участием конкурс научно-исследовательских студенческих работ художественно-эстетической направленности «Музыкальная культура. Наука. Образование», III Всероссийский этноконкурс исследовательских, проектных и творческих работ студентов, магистрантов, учащихся, дошкольников учреждений дошкольного, общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования «Панжема (Открытие) – 2019», VI Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационная музыкально-педагогическая деятельность в системе «ШКОЛА - СПО - ВУЗ», Всероссийский этноконкурс исследовательских, проектных и творческих работ студентов, магистрантов, учащихся, дошкольников учреждений дошкольного, общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования «Панжема (Открытие) -2019».

Полученные данные могут применяться: при осуществлении непрерывного музыкального образования, для совершенствования процесса подготовки педагога-музыканта в вузе, организации НИР студентов, магистрантов, аспирантов, учителей музыки общеобразовательных школ, преподавателей ДМШ, ДШИ.

Исследовательским коллективом в 2019 году подготовлены и опубликованы: монография, 3 учебных пособия, 9 глав в коллективных учебно-методических пособиях, 1 статья (в соавторстве) в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science, 1 статья (в соавторстве) в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus, 10 статей в журналах входящих в реестр ВАК, 3 статьи в зарубежных изданиях, 1 статья, подготовленная совместно с зарубежными организациями, 18 статей по материалам научно-практических конференций.

 

НИР «Педагогический мониторинг и сопровождение инновационной музыкально-педагогической деятельности в системе «ШКОЛА – СПО – ВУЗ»

Руководитель НИР: О. Ф. Асатрян, к.п.н., доцент, зав. кафедрой музыкального образования и методики преподавания музыки.

Цель: активизация научной и практической деятельности преподавателей и студентов по созданию условий для активного функционирования инновационной личностно-ориентированной художественно-образовательной среды, обеспечивающей успешную социализацию и качественное музыкальное образование обучающихся.

Основные результаты: разработана модель и раскрыты возможности активного функционирования инновационной личностно-ориентированной художественно-образовательной среды – Научно-практический центр художественного образования, обеспечивающей успешную социализацию и качественное музыкальное образование обучающихся в системе «ШКОЛА – СПО – ВУЗ»; организованы и проведены: всероссийский с международным участием конкурс научно-исследовательских студенческих работ художественно-эстетической направленности «Музыкальная культура. Наука. Образование», всероссийский этноконкурс исследовательских, проектных и творческих работ студентов, магистрантов, учащихся, дошкольников учреждений дошкольного, общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования «Панжема (Открытие) – 2019», VI Всероссийская студенческая научно-практическая Интернет-конференция «Учитель музыки: Вчера. Сегодня. Завтра», семинар-практикум «Музыкальное образование учащихся общеобразовательных учреждений в свете требований ФГОС, профессионального стандарта педагога», республиканская олимпиада студентов по музыке «Профессия – учитель музыки», республиканская олимпиада по музыке для школьников общеобразовательных учреждений; продолжена апробация в пилотном режиме национально-региональной программы по учебному предмету «Музыка» в контексте проекта «Музыка для всех» в общеобразовательных организациях Республики Мордовия; реализованы инновационные программы дополнительного образования студентов, педагогов и иных категорий слушателей, в том числе курсы повышения квалификации «Технологии, формы и методы инновационной деятельности педагога-музыканта», программа профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования (вокально-исполнительское мастерство)».

Исследовательским коллективом в 2019 году подготовлены и опубликованы: 1 сборник материалов всероссийской конференции, 1 учебно-методическое пособие, 2 практикума, 1 курс лекций, 4 статьи в журналах входящих в реестр ВАК, 2 статьи в зарубежных изданиях, 15 статей по материалам научно-практических конференций, 3 базы данных (в соавторстве), 3 статьи (в соавторстве) в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science, 1 (в соавторстве) статья в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus.

Медали, дипломы, грамоты, премии и т.п., полученные студентами на конкурсах на лучшую научную работу и на выставках – 22.

Охранные документы на объекты интеллектуальной собственности, полученные студентами – 2.

Гранты, выигранные студентами – 1.

Научные публикации студентов – 14

Премии, награды, дипломы и др. полученные преподавателями кафедры: 21.

 

НИР «Формирование художественно-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства»

Руководитель НИР: В. А. Варданян, к. п. н., доцент, заведующий кафедрой художественного образования.

Цель: Формирование и развитие художественно-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства в процессе освоения художественных дисциплин.

Исследовательским коллективом опубликовано: 13 публикаций в изданиях, включенных в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), из них 8 статей в журналах, входящих в реестр ВАК;   3 статьи в сборниках конференций; 13 статей студентов; зарегистрирована 1 база данных. Проведен VIII республиканский семинар-практикум «Учить творчеству». Организовано и проведено 4 выставки художественного творчества студентов и преподавателей. Творческие работы преподавателей кафедры экспонировались на международных и всероссийских выставках художественного творчества.

28 студентов стали победителями и призерами международных, всероссийских, республиканских конкурсов художественного творчества (20 - международного уровня, 5 – всероссийского, 3 – регионального).



Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
(8342) 33-92-58
(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru