-
First slide

Международная научно-практическая конференция «59-е Евсевьевские чтения»: итоги первого дня


  21 Апр 2023  |    735


20 апреля 2023 года на площадке МГПУ стартовала Международная научно-практическая конференция «59-е Евсевьевские чтения». Это знаковое событие, которое проводится в нашем вузе ежегодно. В этом году конференция посвящена Году педагога и наставника. В рамках научных секций состоялся обмен мнениями и идеями ведущих ученых, исследователей, преподавателей, учителей, студентов, чье поле исследований связано со сферой педагогики и образования.

В рамках секции «Современные тенденции языкового образования в поликультурном образовательном пространстве» обсуждены актуальные проблемы современного языкового образования в поликультурном образовательном пространстве. Участники конференции обратились к теоретическим проблемам лингвистики, обсудили вопросы практического их использования в поликультурном образовательном пространстве.

Кафедрой математики и методики обучения математике была организована секция «Современные технологии математического образования и воспитания в школе и вузе». Тематика выступлений была сосредоточена на особенностях традиционных и инновационных технологий, целесообразных для использования в обучении математике в школе и вузе: информационных технологий, интерактивных технологий, практико-ориентированных технологий, модульных технологий и др. Особый интерес в работе секции вызвали результаты, представленные авторами в контексте следующих тем исследований: «Подготовка учителя математики в условиях введения «Ядра высшего педагогического образования»: проблемы и пути решения» (Капкаева Л.С.), «Обучение студентов педагогического вуза математическому моделированию» (Храмова Н. А.), «Формирование методических компетенций студентов педвузов в курсе «Методика обучения математике (Сарванова Ж.А.), «Проектная деятельность в обучении математике как средство предпрофильной подготовки учащихся 9 класса» (Ульянова И.В., Ахмеджанов Я.), Интерактивные технологии в обучении учащихся элементам теории делимости (Сорокина О. О.), «Особенности применения модульной технологии на уроках математики в 7-9 классах» (Буянкина Е. С.), Разработка системы упражнений на координатный метод с использованием программ динамической геометрии (Хайрутдинова А.А.).

Дискуссионная площадка «Экология, биология и медицина: проблемы и пути их решения» была определена основным направлением работы по теме «Негативное влияние антропогенных факторов на живые организмы». Особый интерес и дискуссию вызвал доклад Г. Б. Чарыевой «Древесные растения – биоиндикаторы загрязнения тяжелыми металлами окружающей среды г. Саранска. Студенты приводили примеры деревьев и кустарников, распространенных на территории г. Саранска, наблюдая за которыми можно получить данные об экологическом состоянии города.

На секции «Исследования молодых ученых в проблемном поле биологического и географического образования» были рассмотрены доклады: «Методические основы формирования методологической грамотности школьников в процессе обучения биологии» (Сухорукова Л. Н., доктор пед. наук, профессор кафедры биологии и методики обучения биологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», г.о. Ярославль), «Особенности создания модели рефлексивной системы методической подготовки учителя» (Арбузова Е. Н., доктор пед. наук, профессор кафедры методики преподавания химии, биологии, экологии и географии ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», г.о. Москва), «Формирование у обучающихся умения интерпретировать учебный материал при изучении биологии в школе» (Семенова Н. Г., канд. пед. наук, доцент кафедры биологии, географии и методик обучения ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г.о. Саранск), «Содержание и структура авторского учебника «Методика обучения географии» (Маркинов И. Ф., канд. пед. наук, доцент кафедры биологии, географии и методик обучения ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. о. Саранск). Большое внимание привлекли доклады аспирантов и магистрантов. Они представили результаты многолетних исследований, проведенных в общеобразовательной школе в процессе экспериментальной работы по теории и методике обучении биологии. С докладами выступили Осинин Р. В., Железнова Т. Г., Немойкина М. А., Капустина Ю. Ф., Куфтинова Д. А., Журавлева Е. В., Акимова Ю. Д., Михайлова А. Г.

На филологическом факультете также состоялась секция «Литературы народов России: история, современное состояние и методика изучения». Тематика докладов включала обсуждение вопросов методики обучения родной литературе. В соответствии с новыми требованиями   Педагогического ядра, участники конференции обратились к различным проблемам обучения. После всех выступлений развернулась дискуссия по проблеме подготовки учителя-словесника в контексте модернизации педагогического образования. В ходе обсуждения широких проблем участники секции предложили: 1) усилить компетентностный аспект дисциплин, готовящих будущего специалиста-учителя, в том числе и учителя родного языка и литературы; 2) при проведении занятий шире вводить интерактивные технологии; развивать умения продуцировать и воспроизводить тексты разных стилей и жанров;           3) шире использовать инновационные формы в работе методологических и методических семинаров для учителей родного языка и литературы образовательных учреждений различного типа.

Дискуссионная площадка «Русский язык и русская речь в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы» включала ряд актуальных для методики преподавания русского языка в школе вопросов, связанных с обновлением и концептуальных, и содержательных, и технологических сторон обучения русскому языку на современном этапе: формирование профессионально-методического умения выбора современных подходов в обучении русскому языку при подготовке будущего учителя-филолога (Г. М. Кулаева); специфика применения технологии развития критического мышления при изучении вставных конструкций на уроках русского языка (Е. А. Кашкарева, О. Н. Фомина); работа над эстетическим значением слова на уроках русского языка как методическая новация в школе (Ж. С. Искужиева); формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка в 5 классе при изучении лексики (Л. А. Ермакова); Современные средства визуализации учебной информации при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку (Н. Г. Солдатова) и др. Были выработаны решения и обозначены перспективы преподавания русского языка в обновленном формате на современном этапе развития методики обучения русскому языку и с учетом обязательного уместного включения в процесс формирования ключевых компетенций современных школьников элементов речеведения и риторики.

Участники конференции, работавшие в секции «Художественный опыт русской и зарубежной литературы в социокультурном контексте», сконцентрировали свое внимание на актуальных вопросах изучения и преподавания русской и зарубежной литературы в вузе и школе. Среди участников были не только граждане РФ, но и преподаватели из Высшего института языков г. Туниса (Университет Карфагена) Тунисской Республики, Казахского национального педагогического университета имени Абая Республики Казахстан (г. Алматы), Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека (г. Ташкент) Республики Узбекистан (выступления онлайн). Для работы секции была характерна творческая атмосфера. В рамках секции состоялся конструктивный диалог между школьными учителями-предметниками и вузовскими преподавателями МГПУ, Туниской Республики, Казахстана, Узбекистана, были выявлены проблемы, успешное устранение которых зависит от слаженного взаимодействия представителей высшей и средней школы.

Работа форсайт-сессия «Языки в меняющемся мире» на факультете иностранных языков была направлена на презентацию исследований в области лингвистики и лингводидактики, обсуждение вектора развития иноязычного образования, обсуждение опыта школьных и вузовских языковых практик, экспертизу научных исследований, рекомендации, рефлексию. Ключевыми темами форсайт-сессии стали вопросы дискурса, практики перевода, прагматики англоязычной речи, сравнительны анализ единиц языка, вопросы качества в современном языковом образовании, вопросы межъязыковых контактов и современных тенденций в языках. Как результат работы сессии были определены возможные векторы современных исследований в области теории и практики языка и языкового образования.

Тематика выступлений секции «Дополнительное образование детей средствами искусства: вызовы времени» была сосредоточена на проблемах дополнительного образования детей средствами искусства. Ключевые доклады секции: «Реализация этнокультурного подхода в дополнительном образовании детей средствами искусства» (Карпушина Л. П., Гаджиева З. Ш., Попкова Е. В., Липатова Т. Н.), «Воспитание патриотизма у дошкольников в ходе музыкально-досуговой деятельности» (Коткина Т. В.), «Формирование вокально-хоровых навыков у детей подготовительной группы в дополнительном образовании» (Планова С. Е., Жучкова Т. С.), «Формирование социальной ответственности у обучающихся в дополнительном образовании в ходе культурно-просветительской волонтерской деятельности» (Заварыкина А. Р.)

Участникам конференции удалось успешно представить свои доклады, обменяться идеями, обобщить педагогический опыт по заявленным темам.

Желаем всем участникам дальнейших успехов в работе!

#ГодПедагогаНаставника #ГПН_2023 #ГПН13 #ПедвузыРФ #ПедагогиРоссии #ГодПедагогаНаставникаМГПУ


Возврат к списку



Поделиться в:

Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева