-
First slide

Создание новых образовательных продуктов для изучения русского языка в странах ближнего зарубежья


  19 Янв 2021  |    739

Команда Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева завершила реализацию проекта «Разработка учебно-методических ресурсов для сопровождения изучения русского языка различными группами обучающихся», результатом которого явилось создание трех разнострановых учебно-методических комплекта, предназначенных для обучения русскому языку как иностранному в центрах открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, а также в начальных классах общеобразовательных организаций в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане.

В 2020 году вуз стал победителем конкурсного отбора, проводимого Министерством просвещения Российской Федерации в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» направления (подпрограммы) «Совершенствование управления системой образования» по лоту «Развитие и совершенствование учебно-методической базы центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку».

Профессорско-педагогическим составом филологического факультета был разработан и представлен проект, целью которого явилось создание учебно-методических ресурсов, предназначенных для обучения русскому языку как иностранному в центрах открытого образования на русском языке и обучения русскому языку и в начальных классах общеобразовательных школ стран ближнего зарубежья.

В соответствии с принципиально новым подходом к отбору языкового материала, учитывающего национальную специфику страны реализации проекта, ориентацию на ее культуру, историю, особенности образовательного пространства был сформирован оптимальный вариант учебно-методического комплекта по обучению русскому языку как иностранному различных групп обучающихся трех стран, в каждый из которых вошли: учебное пособие для обучения русскому языку как иностранному учащихся начальных классов общеобразовательных организаций; учебное пособие для обучения русскому языку как иностранному в центрах открытого образования на русском языке; рабочая тетрадь для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций; рабочая тетрадь для изучающих русский язык как иностранный в центрах открытого образования; диск с аудиоматериалами, сопровождающими материалы учебных пособий и рабочих тетрадей (фонетические разминки, тексты для аудирования и др.); справочные материалы для организации работы обучающихся, изучающих русский язык как иностранный, включающие орфографический, орфоэпический мини-словари, а также мини-словари синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и др. Такая структура позволила учитывать возрастные особенности обучающихся и ориентирована как на ранее изучение русского языка, та и непрерывное знакомство с ним и совершенствование своих знаний.

Команда проекта, участвующая в его реализации и разработке образовательных продуктов, включила ученых-языковедов, представителей ведущих вузов и образовательных организаций Казахстана, Узбекистана, Таджикистана.

В ходе реализации проекта созданы следующие образовательные продукты и дидактические материалы:

1. Русский язык без границ: учебное пособие для обучения русскому языку как иностранному учащихся начальных классов общеобразовательных организаций Республики Казахстан.

2. Русский язык без границ: учебное пособие для обучения русскому языку как иностранному в образовательных учебных центрах (центрах открытого образования) Республики Казахстан на русском языке.

3. Русский язык без границ: рабочая тетрадь для обучения русскому языку как иностранному учащихся начальных классов общеобразовательных организаций Республики Казахстан.

4. Русский язык без границ: рабочая тетрадь для обучения русскому языку как иностранному в образовательных учебных центрах (центрах открытого образования) Республики Казахстан на русском языке.

5. Русский язык без границ: диск аудиоматериалами, сопровождающими материалы учебных пособий и рабочих тетрадей для Республики Казахстан.

6. В стране русского языка: учебное пособие для обучения русскому языку как иностранному учащихся начальных классов общеобразовательных школ Республики Таджикистан.

7. В стране русского языка: учебное пособие по русскому языку для центров открытого образования Республики Таджикистан на русском языке.

8. В стране русского языка: рабочая тетрадь для обучения русскому языку как иностранному учащихся начальных классов общеобразовательных школ Республики Таджикистан.

9. В стране русского языка: рабочая тетрадь к учебному пособию по русскому языку для центров открытого образования Республики Таджикистан на русском языке.

10. В стране русского языка: диск с аудиоматериалами, сопровождающими материалы учебных пособий и рабочих тетрадей для Республики Таджикистан.

11. Говорим, читаем, пишем по-русски : учебное пособие для обучения русскому языку как иностранному учащихся начальных классов общеобразовательных школ Республики Узбекистан.

12. Говорим, читаем, пишем по-русски: учебное пособие по русскому языку для центров открытого образования Республики Узбекистан на русском языке.

13. Говорим, читаем, пишем по-русски: рабочая тетрадь к учебному пособию по русскому языку для центров открытого образования Республики Узбекистан на русском языке.

14. Говорим, читаем, пишем по-русски:  аудиоматериалы к учебно-методическому комплекту.

Учебно-методические комплекты для каждой из трех стран предусматривают в своем составе справочные материалы - словари различных типов: орфографический, словарь синонимов, антонимов, омонимов, фразеологический словарь, орфоэпический словарь.

Оригинал-макеты всех элементов трех Комплектов, направленные на обучение русскому языку как иностранному групп граждан Казахстана, Узбекистана, Таджикистана в зависимости от уровней владения ими русским языком, созданы с помощью программы iSpring Suite в векторном графическом формате,  обеспечивающем свободное масштабирование содержимого элементов Комплекта и позволяющем организовать их дистанционное тиражирование в страны - адресаты.

Данная образовательная форма ориентирована на сформированный в настоящее время вид информационно-образовательного пространства, новые субъекты обучения, что и приводит к инновационным преобразованиям содержания и технологий образовательного процесса, поддержке стратегических изменений в реализации профессиональной деятельности педагога.

В разработанных макетах учтены такие принципы современной методики преподавания русского языка в иноязычной аудитории, как сознательно-коммуникативный, личностно-ориентированный, принцип учета языка учащихся, принцип комплексного овладения всеми видами речевой деятельности. Так, темы учебных пособий построены по единой схеме, которая включает в себя фонетическую разминку, лексический минимум, грамматический материал, креолизованные тексты, культурологический комментарий, примеры диалогов и система упражнений. В пособиях  применен текстоориентированный подход, адаптированный к базовому уровню.

Содержание рабочих тетрадей коррелируется с учебными пособиями, дополняет их и помогает систематизировать изучаемый материал. Задания в рабочих тетрадях дозированы, носят текстоориентированный характер и охватывают все уровни языка: от фонетики до синтаксиса. Рабочие тетради оснащены элементом когнитивной рефлексии, которая поможет ученику отражать знания о теме, а учителю даст информацию о проблемных для ребенка (взрослого) темах, к изучению которых необходимо будет вернуться еще раз.

Диск с аудиоматериалами и справочные пособия восполняют нехватку методических материалов к проведению занятий и позволяют построить обучение по разработанной модели.

Сохранение сферы функционирования русского языка способно мотивировать стремления Узбекистана, Казахстана и Таджикистана к интеграционным процессам в области языкового образования, созданию единого культурного и образовательного пространства, формированию нового знания, отражающего плюрализм мнений и универсальность современного мира, что и отражено разработке предложенных современных методических материалов.

На каждый разработанный учебно-методический комплект получены по шесть профессиональных экспертных заключений (три от России и три от ученых страны, для которой он создан), отражающих положительную оценку его концепции, содержания и методического аппарата.

В качестве дальнейших перспектив развития реализованного проекта ученые Мордовского государственного педагогического вуза имени М.Е. Евсевьева отметили необходимость создания учебно-методических комплектов для углубленного изучения русского языка в данных странах, поскольку такой интерес и насущная необходимость были обнаружены в ходе совместной работы с зарубежными коллегами.

Возврат к списку



Поделиться в:

Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

Полезные ссылки