-
First slide

Международная научно-практическая конференция «Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства»


  21 Окт 2019  |    2541


17-18 октября  2019 года  в Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева состоялась Международная научно-практическая конференция «Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства» – Надькинские чтения, посвященная известному ученому-филологу Дмитрию Тимофеевичу Надькину, который внес значительный вклад в развитие мордовского языкознания. 

Проведение мероприятия международного уровня продиктовано современными тенденциями развития высшего образования, требованиями национальных проектов. Целью конференции являлось обсуждение актуальных проблем по сохранению родных языков, созданию условий для их изучения и функционирования во всех сферах деятельности; выявлению роли родного языка и билингвизма в поликультурной образовательной среде; определению роли родного языка как средства трансляции культуры, истории и преемственности поколений;  укреплению профессиональных связей научных сообществ, занимающихся проблемами развития гуманитарных наук; выявлению талантливой молодежи, формированию и развитию имиджа социально успешного и творчески активного исследователя.

В работе конференции приняли участие члены Государственного Собрания и Правительства Республики Мордовия, сотрудники Российской академии образования, учителя и руководители образовательных учреждений  как Мордовии и России, так и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Формат мероприятия предусматривал пленарное и секционные заседания. В ходе пленарного заседания выступили ведущие ученые: Боргояков С. А., доктор педагогических наук, ведущий  аналитик Лаборатории анализа состояния и перспектив развития образования Российской академии образования (г. Москва); Водясова Л. П., доктор филологических наук, профессор кафедры родного языка и литературы ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», (г. Саранск); Абросимова Н. М.,  доктор философии Таллинского университета, председатель эрзянско-мокшанского общества культуры «Сятко» (г. Таллин, Эстония); Добротина И. Н., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией общего филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (г. Москва) и другие. Выступление Жигаловой М. П., доктора педагогических наук, профессора кафедры белорусского и русского языков Брестского государственного технического университета (г. Брест,  Республика Беларусь) было организовано в дистанционном формате, что позволило расширить охват аудитории для создания международного педагогического сообщества.

В рамках пленарного заседания обсуждались вопросы поддержки и развития родных языков в сфере образования в контексте национальной политики государства; рассматривались образовательные и воспитательные возможности региональной литературы; обсуждались особенности проектирования учебника по русскому  родному языку и т. д.

Наибольший интерес вызвали доклады «Специфика преподавания эстонского и финского языков русскоязычным детям  в современной системе образования Эстонии» (Абросимова Н. М., г. Таллин, Эстония) и «Особенности проектирования учебника по русскому  родному языку» (Добротина И. Н., г. Москва), после которых возникла оживленная дискуссия.

Работа конференции была продолжена на секционных заседаниях, в ходе которых обсуждён широкий спектр научных, научно-методологических и методических проблем, тематическое разнообразие которых позволило сформировать 17 секций:

«Национальный язык и культура в системе дошкольного и начального образования»; «Современные стратегии изучения родного языка»; «Теоретические и методологические проблемы преподавания родного языка»; «Национальные литературы: история, современное состояние»; «Инновационные формы изучения национальных литератур»; «Устное народное творчество: технологии  сохранения и изучения»; «Классическая литература в современном прочтении: теория и практика»; «Современная русская литература в социокультурном контексте»; «Инновационные подходы к преподаванию литературы в школе и вузе»; «Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: язык, образование, культура»; «Функционально-семантические аспекты исследования языка»; «Современные теория и практика преподавания русского языка как иностранного»; «Русский язык как родной: инновации и дискуссионность»; «Инновационные технологии в обучении русскому языку»; «Традиционные и инновационные подходы в методике преподавания иностранных языков»; «Актуальные проблемы истории и культуры России в региональном измерении»; «Человек в образовательном, жизненном и культурном пространствах».

В работе секций приняли участие более  500 человек, прозвучало более  300 докладов. Участники секций рассмотрели актуальные проблемы научных исследований языка как средства сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства; изучили сферу применения и потенциал лингвистических и литературных ресурсов в образовательном процессе; рассмотрели вопросы современной лингводидактики в аспекте информатизации образования и компетентностного подхода; обсудили вопросы взаимодействия языка и культуры; обратились к новым тенденциям в исследовании перевода и литературоведения.

Программу конференции  дополнила работа форсайт-площадки  «Русский родной язык: от теории к практике  преподавания», модератором которой выступила Добротина И.Н., автор учебника по родному русскому языку. В ходе мероприятия были обсуждены вопросы организации обучения русскому родному языку на разных ступенях школьного образования с использованием современных методик и технологий.

Участники  форсайт-площадки реализовали уникальную возможность участвовать в профессиональном диалоге непосредственно с разработчиком программы по русскому родному языку и учебников в данной предметной области, что способствовало получению мотивации для их дальнейшего профессионального роста.

Кроме секционных заседаний, программа конференции предусматривала работу интерактивной площадки «Педагогический дебют», где студенты и магистранты смогли продемонстрировать свою готовность к научной и профессиональной деятельности, представив результаты своих исследований и наметив перспективы дальнейших научных разработок и проектов.

Участники  мероприятия отметили высокий уровень  его организации и выразили уверенность в том, что  конференция внесет неоценимый вклад в укрепление связей между всеми народами Российской Федерации, в сохранение и трансляцию  языка, культуры, истории и преемственности поколений в условиях нашего многонационального государства.

Возврат к списку



Поделиться в:

Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева