Общая информация

В 1985 году в МГПИ имени М. Е. Евсевьева был открыт первый в Поволжье и шестой в Российской Федерации дефектологический факультет, готовящий кадры для ряда республик и областей Поволжья, а также для других регионов России. В 1995 году он был переименован в факультет коррекционной педагогики, а в 2009 году – в факультет психологии и дефектологии.

Сегодня факультет психологии и дефектологии – одно из крупных структурных подразделений института (контингент его студентов и аспирантов составляет 1000 человек) – имеет определенные устои и добрые традиции. Он занимает передовые позиции в институте по многим важным показателям – учебной и научно-исследовательской деятельности, культурно-массовой и общественной работе.

В настоящее время на факультете осуществляется подготовка студентов по специальностям: «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика», «Педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика»; направлениям бакалавриата: «Психология», профилям «Психология образования», «Психология и социальная педагогика» и «Психология и педагогика инклюзивного образования» направления «Психолого-педагогическое образование», профилю «Логопедия» направления «Специальное (дефектологическое) образование»; магистерским программам «Педагогическая психология творческой деятельности», «Практическая психология» и «Психология и педагогика инклюзивного образования» направления «Психолого-педагогическое образование», «Дефектологическое сопровождение субъектов образования» направления «Специальное (дефектологическое) образование»; подготовка аспирантов по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология.

На факультете психологии и дефектологии  работают три кафедры: 

  • кафедра специальной педагогики и медицинских основ дефектологии;

  • кафедра специальной и прикладной психологии;

  • кафедра психологии.

На кафедрах трудится 43 преподавателя, 2 из них имеют ученую степень доктора наук, 30 – кандидата наук, что составляет 77 % остепененности.

Традиционно преподаватели кафедр сотрудничают с Городским управлением образования, Министерством образования РМ, взаимодействуют с дошкольными, средними общеобразовательными и специальными (коррекционными) учреждениями, учреждениями системы здравоохранения РМ, оказывают научно-методическую помощь практическим работникам, организовывают стажировки педагогов-практиков, руководят работой методических объединений, семинаров. 

На факультете функционирует научная школа «Психолого-педагогические основы развития компетентности субъекта образования» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Ю. В. Варданян), а также научно-исследовательские лаборатории (НИЛ) и научно-практические центры (НПЦ):

1. НИЛ «Интегрированное обучение в современной системе образования» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н. В. Рябова); 

2. НИЛ «Развитие профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Ю. В. Варданян);

3. НПЦ «Акмеологический центр (руководитель – кандидат психологических наук, доцент Д. В. Жуина); 

4. НПЦ «Региональный психологический центр» (руководитель – кандидат психологических наук, доцент Г. А. Винокурова); 

5. НПЦ «Ресурсный центр интегрированного образования» (руководитель – кандидат педагогических наук, доцент А. Н. Гамаюнова).

Преподавателями факультета психологии и дефектологии ведется активная работа, связанная с участием в научно-исследовательских и издательских проектах, конкурсах, конференциях и других мероприятиях. 

Стало доброй традицией ежегодное проведение всероссийских научно-практических заочных конференций – «Современное образование: психолого-педагогические проблемы и опыт решения» (кафедра психологии), «Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии» (кафедра специальной и прикладной психологии), «Коррекционно-развивающая среда как средство социализации детей с отклонениями в развитии» (кафедра специальной педагогики и медицинских основ дефектологии).

Ежегодными стали такие значимые республиканские мероприятия, как семинар-практикум «Современные технологии обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ» (кафедра специальной педагогики и медицинских основ дефектологии), научный семинар «Современная школа и психология: перспективы сотрудничества» (кафедра специальной и прикладной психологии), научно-методический семинар «Современная логопедия: проблемы и перспективы развития», научно-практический семинар «Профилактика и коррекция отклонений в здоровье детей с нарушениями речи в Республике Мордовия» (кафедра специальной педагогики и медицинских основ дефектологии).

Знаковыми событиями в системе образования Республики Мордовия являются ежегодные конкурсы профессионального мастерства «Педагог-психолог Республики Мордовия», научные мероприятия «Зимняя психологическая школа», которые проводятся на базе факультета психологии и дефектологии, а также конференции, круглые столы, посвященные актуальным проблемам образования и работы с молодежью и подрастающим поколением.

Солидные научно-исследовательские идеи нашли свое воплощение в грантах, выполняемых под руководством преподавателей и заведующих выпускающих кафедр факультета. В настоящее время завершилась или продолжает осуществляться работа по следующим проектам:

  • грант РГНФ «Образовательные условия развития студента как субъекта профессионально-педагогической компетентности в процессе изучения психологии» (2008–2009 гг.) (проект № 08-06-00359а). Руководитель – доктор педагогических наук, профессор Юлия Владимировна Варданян;

  • грант РГНФ – научно-исследовательский проект «Мордовское декоративно-прикладное искусство в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (2009 г.). Проект № 09-06-23602а/В. Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Ольга Валерьевна Бобкова;

  • конкурс Министерства науки, информатизации и новых технологий Республики Мордовия на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Формирование гражданской позиции субъектов образования в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья» (договор № 30-00-Д/02-06). Руководитель – ассистент кафедры коррекционной педагогики и специальных методик Александр Сергеевич Игонин;

  • грант ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2010–2013 гг. по теме «Разработка новых схем коррекции эндотоксикоза на основе углубленного (на молекулярном уровне) изучения его патогенеза» (проект № П602). Руководитель – доктор медицинских наук, доцент Валентина Павловна Власова;

  • грант РГНФ «Волжские земли» по теме «Медико-социальные проблемы и оценка состояния здоровья, образа жизни детей, оставшихся без попечения родителей (по материалам Республики Мордовия). Руководитель – доктор медицинских наук, доцент Валентина Павловна Власова.

На факультете стали традиционными тематические недели и олимпиады по учебным дисциплинам, акции милосердия и помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, созданы условия для занятий спортом, творческими видами деятельности, общественной работой. Команда студентов факультета показала высокие результаты и личные достижения в IV Всероссийской студенческой олимпиаде по педагогике и психологии (г. Екатеринбург, 2007) – 3–е место в личном и 5–е место в командном зачете среди 79 участников из 20 вузов России. В 2008 году факультет – организатор проведения Всероссийской студенческой олимпиады по психологии. В 2011 году студенты факультета О. Валуев и М. Волохова стали победителями в номинациях Всероссийской олимпиады по психологии «Понимающее общение», проводимой на базе МГУ имени Н. П. Огарева.

В летнее время часть студентов работает вожатыми в детских оздоровительных лагерях Республики Мордовия и Краснодарского края.

 7.jpg 8.jpg

Лучшим студентам предоставляется возможность проводить летние каникулы, отправляясь в круиз по Волге, на экскурсии в г. Москва, г. Санкт-Петербург, отдыхая в спортивно-оздоровительном комплексе «Радуга» (Краснодарский край), оздоровительном комплексе «МАКОПСЕ» (Краснодарский край) и др.

В учебном корпусе № 1, где располагается факультет, имеется достаточный аудиторный фонд, компьютерныe классы, аудитории с мультимедийным оборудованием, спортивный и актовый залы, библиотека (абонементы научной и художественной литературы, читальный зал, зал электронных ресурсов), студенческое кафе.

 9.jpg 10.jpg

11.jpg 12.jpg

13.jpg 14.jpg


На факультете психологии и дефектологии постоянно совершенствуется образовательный процесс, на качественно новый уровень поднимается научно-исследовательская работа преподавателей, студентов и аспирантов, создаются условия для полноценной и многогранной жизнедеятельности преподавателей и студентов, методически и технически оснащается образовательный процесс, осуществляется политика выдвижения наиболее талантливой и способной молодежи, активно решаются вопросы усиления кадрового потенциала. Все это позволяет факультету смотреть в будущее с оптимизмом.