Общая информация

 Ерёмина С_С_.jpg
Ерёмина Светлана Сергеевна

Декан факультета дополнительного образования
кандидат исторических наук, доцент
Телефон: (8342) 33-92-57 















Факультет дополнительного образования первоначально был создан как факультет довузовской подготовки в марте 2003г. 
В целях расширения спектра предоставляемых образовательных услуг, совершенствования деятельности вузовской системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в июне 2008 г. факультет реорганизован в факультет дополнительного образования. 
За годы своего существования факультет дополнительного образования зарекомендовал себя как инновационное структурное подразделение МГПИ, реализующее разноуровневые программы дополнительного образования для различных возрастных, социальных и профессиональных категорий граждан.  

Дополнительное профессиональное образование

В целях удовлетворения образовательных потребностей, профессионального развития человека, обеспечения соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности факультет дополнительного образования реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Работа проводится на основе договоров, заключаемых с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами. 
В 2010 г. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева стал победителем конкурсного отбора вузов России для участия в организации повышения квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений, а также педагогических работников учреждений среднего и начального профессионального образования. 
В условиях жесткой конкуренции конкурсной комиссией признаны лучшими следующие программы: «Профилактика ксенофобии и экстремизма в высших учебных заведениях Российской Федерации»; «Формирование и использование учебно-методического контента в информационном пространстве вуза»; «Инновационные стратегии обучения иностранным языкам в учреждениях среднего профессионального образования»; «Разработка учебно-методических материалов с использованием современных программных средств»; «Инновационные педагогические технологии в деятельности преподавателей химии и биологии учреждений среднего и начального профессионального образования». 
Победа в конкурсе дала МГПИ возможность впервые стать базовой площадкой для организации повышения квалификации более чем 100 представителей научно-педагогического сообщества всей России, из Чувашии, Удмуртии, Мордовии, Пермского края, Самарской, Свердловской, Пензенской, Ивановской и Тверской областей, Астрахани, Барнаула. 
Факультет дополнительного образования имеет многолетний опыт повышения квалификации тренеров-преподавателей и специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта. С 2008/09 учебного года до 2015/16 на основании государственных контрактов с Министерством спорта, физической культуры и туризма РМ по 24 программам объемом 72 часа повысили свою квалификацию более 500 специалистов. В перечне программ: «Легкая атлетика. Теория и методика спортивной тренировки», «Теория и методика велоспорта ВМХ», «Теория и методика бокса», «Теория и методика единоборств», «Спортивная гимнастика. Теория и методика спортивной тренировки» и др. Наибольшую актуальность последние два года приобрели программы «Организация физкультурно-спортивной работы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)», «Современные технологии достижения высоких результатов в сфере физической культуры и спорта». 
С каждым годом по программам повышения квалификации обучается все больше педагогических работников. Их число в 2014/15 учебном году составило 223 человека, в 2015/16 году – 886 человек. 
С 2013/14 учебного года факультет дополнительного образования начал реализовывать программы профессиональной переподготовки по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза. В 2013/14 уч. году было реализовано 2 программы, в 2014/15 уч. году – 4, в 2015/16 уч. году – 9. Это программы: «Учитель мордовского (мокшанского / эрзянского) языка и литературы», «Спортивная тренировка в избранном виде спорта», «Технологии физкультурного образования», «Практическая психология в образовании», «Технологии дошкольного образования», «Дошкольное образование», «Теория и методики начального образования», «Обществоведческое образование», «Иностранный язык (французский)». 
 Количество слушателей, получивших диплом профессиональной переподготовки в 2015/16 уч. году, составило 310 человек, из них 172 педагогических работника, 82 студента МГПИ, 39 работников сферы физической культуры и спорта, 17 слушателей – представители других категории граждан. 
В 2016/2017 учебном году факультет предлагает для слушателей уже 45 программ профессиональной переподготовки и более ста программ повышения квалификации.  

Дополнительное образование

Для студентов и других категорий граждан разработаны и реализуются дополнительные общеобразовательные программы, направленные на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени.  
С каждым годом растет количество слушателей по данным программам. Если за первый год существования факультета дополнительного образования – 2008/09 учебный год – обучение по дополнительным общеобразовательным программам прошли обучение 158 человек, за 2011/12 учебный год – 1220 слушателей, а за 2015/16 учебный год – 5496 слушателей. Особой популярностью среди студенческой молодежи пользуются такие программы, как «Подготовка педагогов-организаторов летнего отдыха детей и подростков», «Cоздание сайтов средствами CMS», «Обслуживание и ремонт персонального компьютера», «Педагогический семейный сервис», «Экскурсовод», «Английский язык профессионального общения: деловая коммуникация», «Подготовка организаторов спортивно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере», «Руководитель кружка «Волшебный бисер»» и др. 

Довузовское образование

Становление и развитие системы довузовской подготовки в институте проходило постепенно. Первоначально деятельность в этом направлении ограничивалась рамками курсов подготовки к поступлению в вуз на отделении довузовской подготовки. За период реализации данных курсов с 2008 по 2011 год на отделении довузовской подготовки прошли обучение 868 человек. Все слушатели курсов успешно сдали ЕГЭ и поступили в ведущие вузы России. 

Вторым этапом работы развития системы довузовской подготовки явилось создание приказом ректора в январе 2012 года при Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева Малой Школьной Академии, объединяющей пять учебно-исследовательских школ: биолого-химическую, физико-математическую, историко-обществовед-ческую, школу филолога и школу иностранных языков. Позиция института в данном вопросе такова: вуз в процессе организации деятельности Малой Школьной Академии не ставит цель заменить собой школу, выполнить ее функции. Такая подготовка должна быть сосредоточена на систематизации и углублении имеющихся знаний и на формировании у школьников навыков учебно-исследовательской деятельности. 
В настоящее время Малая Школьная Академия предлагает школьникам обучение по 90 программам дополнительного образования, реализуемым в различном объеме (от 10 до 56 часов). Технология организации обучения включает в себя первоначальную оценку уровня знаний по предмету (диагностирующее тестирование); анализ результатов, выяснение проблемных разделов, тем; разработку индивидуальной программы по освоению предмета. Все годы существования Малой Школьной Академии сохраняется положительная динамика численности ее слушателей. Так в 2012/13 учебном количество слушателей составляло 452 человека, в 2013/14 – 1290 человек, в 2014/15 – 2015 человек, в 2015/16 – 2021 человек. 
Стоит отметить, что в МГПИ для успешной деятельности Малой Школьной Академии имеется современная материально-техническая база (в том числе научно-учебная лаборатория и научно-образовательный класс по нанотехнологиям, лаборатории молекулярной биологии, цифровой микроскопии, компьютерные и мультимедийные классы, лингафонные кабинеты и др.). 
Из перечня оказываемых образовательных услуг наиболее востребованы программы подготовки к единому государственному экзамену и олимпиадам различного уровня. Пользуются популярностью у школьников программы, формирующие навыки написания сочинения по русскому языку и литературе, решению задач повышенного уровня сложности по математике, физике, химии. Важным преимуществом обучения в Малой Школьной Академии является индивидуальный подход к каждому слушателю. Преподаватели работают с группой численностью 4-6 человек. 
Формы организации учебного процесса в МША постоянно совершенствуются, для школьников республики проводятся on-line вебинары, реализуются проекты «Осенняя сессия Малой Школьной Академии», «Весенняя сессия Малой Школьной Академии», с 2016 года запущен пилотный проект летней образовательно-оздоровительной смены «Академия успеха». В данных проектах принимают участие не только учащиеся образовательных учреждений Республики Мордовия, но и Пензенской, Ульяновской и Нижегородской областей. 
Стала традиционной Евсевьевская открытая олимпиада школьников, которую организуют учебно-исследовательские школы Малой Школьной академии. Олимпиада проводится для обучащихся 7–11 классов по 15 общеобразовательным дисциплинам: математика, физика, русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранные языки (английский, немецкий, французский), химия, биология, история России, обществознание, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. В 2016 году она проводилась в четвертый раз, в ней приняли участие более 2500 школьников РМ и соседних регионов. 

Малая Школьная Академия по результатам своей деятельности в 2013 и 2014 гг. была удостоена Диплома I степени в Республиканском конкурсе «Лучшие товары Мордовии» в номинации «Услуги для населения».